Идеи Малого Бизнеса
Дискуссионный клуб предпринимателей => Общие вопросы бизнеса => Тема начата: Ирина мoдepaтop от 16 Декабрь 2007, 00:12:03
-
« ..Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Даже если им
никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год,
все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы
и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий
предприниматель имеет склонность», - писал знаменитый американский
экономист Пол Самуэльсон.
Но, к сожалению, одного желания мало. Каждый предприниматель,
начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на
перспективу в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных
ресурсах, источники их возможного получения, а также уметь четко
определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой
предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее
исследование различных сторон работы любой фирмы.
Бизнес-план является рабочим инструментом, описывает процесс
функционирования фирмы (под фирмой в дальнейшем будет подразумеваться и
любая организация, и любое предприятие), каким образом ее руководители
собираются решить задачи: повышение прибыльности работы; определение
конкретных направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и место
фирмы на этих рынках; выбор состава и определение качественных показателей
товаров и услуг; оценка производственных и торговых издержек по созданию и
реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их
труда требованиям по достижению намеченных целей; определение состава
маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию,
стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и
материального положения фирмы и соответствия материальных и финансовых
ресурсов достижению намеченных целей.
В нашей стране, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале и
практически до конца 90-х годов он рассматривался лишь как документ, при
наличии которого можно получить денежные средства из какого-либо
государственного источника или от иностранного инвестора. По словам
специалистов консалтинговых фирм «Агентство развития бизнеса», «Стратум
консалтинг» говорят, что обычно клиенты приходили к ним со словами: «Нам
нужны деньги, а не бизнес-план». Таково отношение отечественного
предпринимателя к бизнес-плану. Отношение, взращенное на почве, с одной
стороны, отрицания старого, директивного планирования, а с другой – прочной
убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так
иностранный инвестор. Понятно, что инвестор думает совсем наоборот: во-
первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что
если предприниматель не может сделать нормальный бизнес план, то решить
поставленные в бизнес-плане задачи он тем более он не сможет.
Сейчас же все чаще и чаще, а так и должно быть, бизнес-план считается
продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для
решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением
внешних инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля
фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и
способов осуществления коммерческих операций.
Даже, когда бизнес несложный и все, кажется, заранее известно и
посчитано, вполне может быть, что на фирму сваливается какая-нибудь
неприятность, надо принять решение, а на основании чего его принимать?
Именно бизнес-план позволяет без проведения конкретных реальных шагов
просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать
оптимальный. Таким образом, бизнес-план не командует, а на базе его анализа
принимаются решения, в то время как обычна текучка, работа без плана на
самом деле такого выбора лишает.
К тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов
ведения бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое
существование некоей особой российской системы менеджмента, т.к. фирмам
приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно
другую методологию организации учета, планирования и т.д. Для успешного
развития дальнейших отношений необходимо иметь «общий язык», который должен
основываться на международных стандартах.
1. Идея бизнес-проекта, начатого вами. Основные факторы, определяющие перспективность вашего дела. Этот раздел представляет собой конъюнктурные доводы, приведшие вас к мысли что-то начать.
Например, вы собираетесь продавать пирожки в каком-то районе вашего города - там большой поток людей, обусловленный близостью вокзала, предприятий быстрого питания нет, а в ближайших магазинах горячие пирожки не продают.
Пирожки вы собираетесь печь сами, используя оборудование столовой, работающей в другом районе.
Юридическое оформление - предприниматель без образования юридического лица.
Необходимые инвестиции для начала работы - икс рублей. Срок окупаемости - игрек месяцев.
2. Характеристика продукта.
Здесь речь о том, что, собственно, вы собираетесь продавать.
Скажем, себестоимость пирожка с картофелем ниже, чем беляша с мясом, но и цены будут разные. Кроме того, следует подумать о структуре покупательского спроса: может быть, покупателям понравятся беляши, но, возможно, низкая цена пирожков с картошкой в итоге привлечет покупателей.
Подумайте о конкурентах, оцените их продукцию, сравните ее со своей, учитывая возможную разницу в ценах. В общем, “разберите” свой продукт и ответьте на вопрос: почему кто-то будет его покупать?
3. Экономические расчеты и организационные потребности. Здесь речь об ожидаемых результатах и необходимых для реализации проекта суммах, а также о других - неденежных - факторах бизнеса. Очень важно учесть потребность в ресурсах, причем не только финансовых, но и сырьевых, кадровых и др., иначе можно столкнуться с неприятным сюрпризом.
Во взятом нами примере с пирожками надо хорошенько просчитать, с одной стороны, плановую себестоимость продукции, с другой - параметры продаж (цену и объем реализации). Помимо денежных вопросов могут возникнуть вопросы организационные. Скажем, есть много несложных, но занимающих много времени, дел - их можно поручить работнику, нанятому на несколько часов в день. Тогда в расходах появится его зарплата, но у вас будут развязаны руки.
Экономические расчеты должны быть жестко увязаны с фактором времени. Это особенно важно в общении с кредитором, ведь он хочет не только знать, сколько и на какой срок вы просите взаймы, но и понимать, что обозначенный срок позволит обернуться… “Пирожковый” проект, взятый нами в качестве примера, не исключение - допустим, вместо банка кредитором станет ваш знакомый, согласный ссудить деньги на время, но и ему будет крайне интересно приобрести уверенность, что он не потеряет одновременно и деньги, и друга.
Маленькая, но чрезвычайно важная деталь: закладывайте в план расходов дополнительные 10-15% на непредвиденные случаи. Если обойдетесь без них, будет небольшой избыток наличности; гораздо хуже, когда “вылезают” затраты, для которых в бюджете нет резерва.
4. Что делать - не риторический вопрос, но программа действий. Продумайте свой план по шагам: с кем и о чем договариваться, сколько и чего покупать, в какой последовательности и у кого, и так далее.
Здесь важно не только не упустить существенных элементов реализации плана, но также продумать четкую последовательность шагов. Пожалуй, лучше всего понятие об этапах и ритме знают строители - арендовать оборудование для монтажа крыши и закупать материалы для отделки помещений в начале стройки неуместно. Применительно к затее с пирожками - не стоит искать деньги на покупку мощного оборудования, необходимого для расширения бизнеса, на стадии, когда вы только-только начали что-то печь.
Если у вас нет ни специального образования, ни возможности нанять специалиста для составления бизнес-плана, попробуйте воспользоваться техническими средствами - программа для составления бизнес-плана обойдется значительно дешевле, чем специально обученный этому работник.
Особенность любого бизнес-плана в его внешней простоте. Ответы на три вопроса: что я хочу, как это сделать, что для этого требуется - только и всего. Однако, ни один бизнесмен, лишь однажды попробовав составить бизнес-план, не скажет вам, что это просто. Ведь план завязан на реальную жизнь, полную сложностей, порой непредсказуемых. Но именно он систематизирует и упорядочивает нашу жизнь.
Всем удачи!
-
Это точно, никак не могу приучить себя к финансовой дисциплине :-) Не привили в детстве, научился бы, миллионером бы давно уже стал... Иной раз почитаешь сколько денег на всякие не нужные глупости тратишь, приходишь в тихий ужас... :-)
-
Бизнес план - это не главное. Еще нужно научиться быстро ориентироваться, т.к. никогда заранее предугадать что случиться, а случиться может абсолютно все!
-
XIster , не соглашусь. БП систематизирует мысли и потребности.
-
БП в полном объеме нужен для инвестора.
Самому предпринимателю вредно зацикливаться на бизнес-планах.
Прописывать нужно только важные моменты в общих чертах и ориентироваться на простые результаты. Как то: полученная прибыль, к примеру, или темпы роста прибыли, или какой-то другой показатель. Не надо финансово усложнять бизнес. Это дело финансовых директоров, чтобы они отбивали свои бешенные зарплаты. А если нет в фирме финдира, то и заморачиваться не к чему.
Вся эта детализация для самого предпринимателя может оказаться камнем преткновения.
Как в том анекдоте про чукчу, потерявшего жену, пока описывал ее, в конце концов отказался от поисков, так как разонравилась.
8)
-
Ох и нелегкое это дело-разработка БП!!!
Сейчас в Школу Своего Бизнеса хожу(www.shsb.ru) и вот нам задали составить БП нашего бюджета(обычного семейного) на 2008 год!
Сначала подумал,что ж я там напишу-я ж студентишка всего-то,а не магнат какой-нить...
Что ж буду описывать,сколько в месяц на сосиски с котлетами трачу:) или с головой уйду в проблему экономии 8,5 рублей на электричку,прыгая через турникеты...
Одним словом,не вызвало у меня это задание интереса поначалу,но потом взялся-аж здоровый энтузиазм появился...
Если серьезно,получилось очень даже наглядно и показательно-сразу стало ясно,куда деньги уходят,и с какими расходами следует поскупиться..
стало ясно когда смогу ноут купить(анализируя месячные профиты)
Одним словом,получилось,что если с января перейду на работу с зарплатой хотя бы долларов 500,то вполне смогу и на летний отдых заработать,и к концу года на горных лыжах покатаюсь..
Полезно подобные вещи делать,только конечно поначалу под грамотным руководством..
Мне повезло-в этой школе очень квалифицированные специалисты, могут всегда помочь...
обращайтесь,если чего в ШСБ(Школа Своего Бизнеса)-мне нравится там обучение,да и стоимость вполне приемлимая по сравнению с другими....
Видим самый настоящий пиар :D (Характерные признаки: это смерть как сложно, сам не разберешься, сам я - бедный студент (рабочий), приходи сюда и получи $$$ на летний отдых, зимние лыжи и ноутбук круглогодично!)
Ох, не попадайтесь Вы на это... К чему призывает автор этого поста:
1)заплатить $$$ кому-то (за обучение счету "на палочках")
2)экономить на элементарных услугах и комфорте
3)еще больше работать на других
4)все заработанное и сэкономленное проедать и прогуливать
Это дорога к пожизненному трудовому рабству... Это мое частное мнение.
-
БП в полном объеме нужен для инвестора.
А если нет в фирме финдира, то и заморачиваться не к чему.
Три разных БП:
1) для себя - можно составить и на салфетке...
2) для инвесторов - все равно такой БП нужно заказывать (и оплачивать) у профильных организаций
3) для партнеров и работников (воспевание своей фирмы и бла-бла-бла)
Остается только вариант "для личного использования". Проще простого - записали на тетрадном листочке свои расчеты. Выгодно? БП - готов. Убыточно? Перерасчет до "выгодно". Все.
Когда я читаю какой-либо БП, то первое, что бросается в глаза - это БП "проедания". Стартовый капитал испаряется безвозвратно... Все тонет в каких-то заумных расчетах и "профитах", бонусах и опциях, налогах и схемах их минимизации... Вот, как выше разрекламировано: сэкономь и прогуляй :D
Создавайте БП Развития и все будет ок.