«Яндекс.Дзен»
определил 5 медиатрендов 2018 года: медиаплатформы конкурируют за авторов, в мире начался бум коротких видео, медиабренды больше не привязаны к бумаге, сайту или к какой-то одной платформе, журналисты создают собственные медиа, а у блогеров появились продюсерские агентства.
1. Автор is KingВ этом году все социальные сети и медиаплатформы стали еще более активно конкурировать за авторов. Платформы — как традиционные Facebook и Youtube, так и новые Яндекс.Дзен и TikTok — предоставляют все больше сервисов авторам. Все платформы создают новые инструменты для творчества, внедряют новые форматы, создают партнерские программы для авторов и медиа, помогают блогерам получить аудиторию.
Для авторов становится важной возможность заработка — когда авторы не только зарабатывают на спонсорских размещениях, но и получают деньги напрямую от платформ. Facebook в этом году открыла биржу инфлюенсеров. Теперь бренды могут найти подходящего блогера и заказать у него продвижение. Youtube дал возможность блогерам дополнительно заработать, введя функцию платной подписки на каналы. Яндекс.Дзен запустил партнерскую программу Нирвана, которая дает качественным авторам и медиа больше показов в ленте. И многое другое.
2. Форматы: короткие видеоНовые форматы очень часто возникают как нишевые и развлекательные, но со временем становятся универсальными стандартами для медиа. Когда появился Twitter с его сообщениями длиной в 140 символов, мало кто мог подумать, что он станет главным инструментом коммуникации в мировой политике. В России Telegram с его постами стал мощным инструментом влияния. То же самое сейчас происходит со Stories и короткими видео. Пять лет назад с помощью Stories в Snapchat подростки обменивались интимными фото и видео. Кто бы мог подумать, что в 2018 году этот формат станет индустриальным стандартом? Stories скопировали Facebook, Instagram, Youtube, и сейчас их смотрит и снимает больше 1 млрд человек.
В этом году в мире начался бум приложений коротких видео. Многие считают китайский TikTok развлечением, безделушкой. Но пройдет несколько лет, и все политики будут записывать короткие вертикальные видео. Именно в этом году стало понятно, что Stories — это «новый черный». Люди все меньше смотрят свои обычные ленты в соцсетях и все больше делают и просматривают Stories. Это признак мощного тренда года – люди стали предпочитать приватное общение в онлайне публичному. Именно в этом году приложения для коротких видео, мода на которые пришла из Китая, стали сильно заметны. Китайский TikTokнабрал 500 млн (!) пользователей во всем мире. Facebook даже сделала его клон — Lasso.
3. Создать свой медиабренд стало прощеКогда-то, чтобы сделать популярное медиа, надо было собирать редакцию, создавать большой издательский дом с бухгалтерами, отделом продаж и дистрибуцией. Надо было издавать дорогую бумажную газету или вкладываться в создание сайта. Все это очень дорого. Сегодня создать медиабренд намного проще. Платформы сделали инструменты, которые позволяют производить контент и набирать аудиторию. Авторы и медиа больше не привязаны к бумаге, сайту и даже к какой-то одной платформе — они продвигают свой бренд везде и зарабатывают на этом. Причем не только на создании контента. Например, такие медиа как Techcrunch или Digiday активно зарабатывают на своих брендах, делая отраслевые конференции.
4. Журналисты становятся блогерамиМедийный рынок меняется, и все больше журналистов уходит из своих изданий. Они становятся блогерами или создают с небольшой командой собственные медиа. Многие из них признаются: монетизировать свой медиабренд намного проще. Создавать контент в своем блоге и продавать там рекламу становится все выгоднее. При этом процесс обновления медийных институтов ускоряется: новые медиа рождаются и умирают очень быстро. Имена таких бывших журналистов и теперь блогеров, как Юрий Дудь и Леонид Парфенов, у всех на слуху. Но сотрудников медиа, ставших воспринимать блогерство как профессию, гораздо больше. Мы в Дзене видим многих журналистов, которые стали авторами одного или даже нескольких каналов.
5. Продюсерские агентства для блогеровЛидеров мнений в social media становится очень много, и новым авторам уже не так просто набрать аудиторию. Поэтому вокруг платформ начинает формироваться экосистема блогерских агентств. Они помогают блогерам создавать контент, продвигать и монетизировать его. В Китае эта модель уже показала свою эффективность, у нас же все только начинается. Интересно, что блогерскими агентствами становятся не только (и не столько) известные игроки digital-рынка. Этим занимаются бывшие медиа, креативные команды и даже сами блогеры.
В России рынок продюсерских агентств для блогеров находится на ранней стадии развития. В отличие от Китая, где агентства — это уже большая часть многомиллиардного медиарынка. Но блогеров становится все больше, поэтому рынок этот будет развиваться и у нас. Мы в Дзене уже работаем с несколькими агентствами, образованными журналистами и блогерами.