Доброго осеннего вечера, друзья. Я Игорь, и я арт-бизнесмен…
С вашего позволения сегодня я расскажу о наболевшем, попрошу вашего совета и вашей помощи. А также сделаю маленький экскурс в мир современного российского искусства…
Для начала давайте разберемся, как говорят французы, в терминах:
Знакомое, вроде бы словосочетание «Арт-бизнес». Действительно, «арт» – ну, этого сейчас хватает: «арт-фуд», «арт-спорт», «боди-арт» и множество прочих словосочетаний включают в себя это слово, тем самым причисляя себя к миру искусства или намекая на свои творческие начала. А уж что такое «бизнес» – объяснять никому не надо.
Вот и получается, что арт-бизнесмен - человек, занимающийся экономической деятельности по оценке и распространению произведений искусства.
Сегодня это понятие прочно вошло в жизнь современного европейского и западного общества, где наряду с товарно-сырьевыми рынками сформировалась система торговли произведениями искусства – арт-рынок. И на Западе искусство, а точнее, конкретное произведение искусства вне арт-рынка рискует оказаться «непричисленным» к искусству: прагматичный среднестатистический обыватель не поверит в ценность некоего произведения до тех пор, пока ему не будет представлено авторитетное обоснованное объяснение, что перед ним не ширпотреб, а действительно шедевр, – и если да, то как, отчего и почему. И самое главное – сколько он стоит. Но не потому, что такую цену «сплеча» навесил сам художник, а потому, что стоимость обусловлена теми или иными объективными факторами – художественным уровнем исполнения, известностью автора и т.п. Ведь если упомянутый рядовой обыватель, как правило, не сомневается в высокой стоимости произведений искусства, чей возраст измеряется столетиями, то доходчиво разъяснить реальную стоимость современных ему шедевров надо еще постараться.
В западном мире художник – не просто «вид творческой деятельности», а профессия, социально активная единица, тесно связанная с деятелями экономической сферы – менеджерами, юристами, галереями и торговыми домами. Иначе просто не выйти на потребителя своего творчества. Художник, творящий «просто так» – для себя или ни для кого – редкость. Из этого следует простой вывод: в цивилизованном западном мире именно цивилизованный арт-бизнес формирует пристрастия потребителя, диктует правила торговли произведениями искусства и оценки их реальной стоимости.
А что же касается нас? Людей давно, оставивших загнивающий запад далеко в анналах истории – как преступную, аморальную группировку, с которой нормальный русский человек побрезгует контактировать. А происходит следующее…
Российскому арт-бизнесу присущ удивительный парадокс: арт-рынок, несомненно, существует (раз существуют его многочисленные участники и происходят многочисленные, иногда весьма дорогостоящие, сделки), а вот арт-маркетинг и соответственно коммерческое продвижение(Важное примечание: сейчас говорим
только о рынке современных художников и арт-объектов. Когда речь идет о Тициане, Сезанне или Коровине, т. е. о ценном, дорогом антикварном изобразительном искусстве, доказавшем веками и многочисленными аукционными продажами свою рыночную стоимость, — все существенно меняется, здесь участники рынка имеют весьма высокую и творческую, и бизнес-квалификацию.) арт-объектов, по сути, отсутствуют. Почему?
С вашего позволения я перечислю основные белокаменные стены, возведенные прямо перед носом современного российского художника-галериста. В случае вашей заинтересованности на форуме, я сделаю дополнительные ремарки – уделяя внимание тем пунктам, которые вызвали наибольший ажиотаж (О чем это я?). А сейчас не будем распыляться и назовем минусы российской реальности (Сейчас это стало особо модным.)
Итак, художник в современной России – вовсе не профессия, и наряду с пенсионерами и студентами это самая социально незащищенная группа. Ведь творческие союзы не только не оказывают помощи в выходе на рынок, но и даже свою основную функцию – защиту прав и интересов своих членов – не выполняют, забыв о ней в суматохе с разделом упомянутого наследства от советской власти, огромных площадей недвижимости в престижных районах столицы. Вот и получилось, что художник остается один на один со всем миром вокруг, живущим по своим, жестоким законам, весьма далеким от неприкосновенно чистого мира творческой мысли. Казалось бы, тогда зачем существуют галереи? Разве по всем законам рынка мы не должны придерживаться правила – каждый должен заниматься своим делом - писать картины -профессиональный художник, а продавать - профессиональный продавец. Но галерея, как возможно единственные представитель художника ( ее еще нужно найти хорошенькую ) – встречает дополнительный пласт «возможностей»(Уважая ваше время, тема и вправду многосложна):
1. Отсутствие выставочных пространств, ибо аренда только на коммерческих (По-секрету – нереальных для большинства галерей, не говоря уже о художниках) условиях
2. Отсутствие среднего класса (Кого благодарить – знаем)
3. Отсутствие арт-критики независимой и неангажированной
4. Отсутствие корпоративных клиентов (Во всех цивилизованных странах крупные национальные корпорации владеют коллекциями искусства, как статусным и пиар-информационным поводом)
5. Отсутствие ярмарок, (полностью отключены от потребителей потенциальных клиентов)
6. Отсутствие вторичного рынка искусств
7. Отсутствие страхования коллекций, ибо нету алгоритма расчета стоимостной рыночной цены
8. Отсутствие независимой экспертизы.
9.Тотальное отсутствие интереса к искусству в России.
Вот и получается - в России легко найти массу небесталанных профессиональных художников, которые к сорока годам, то есть после двух десятков лет профессиональной деятельности, заполнили свои мастерские грудами собственных картин и при этом не имеют ни собственных выставок, ни полиграфического представления своего художественного творчества, ни даже собственного присутствия в Интернете, не говоря уж о собственном коммерческом представителе, которые просто не могут взять еще одного даже талантливого художника к себе в компанию.
Закономерный итог — массовое разорение галерей, не справляющихся с арендными платежами и безденежьем. Для примера – сегодня 1 картина может продаваться в течение полугоду!
Вот и сравните вышеописанную российскую модель с объемами мирового арт-рынка в 78 млрд долларов.
А что же с инвестиционной привлекательностью художественных произведений?
Тут все просто – нужно запомнить одну простую истины - стоимость картин со временем только растет и никогда не падает. (разумеется, если вы не хотите приобрести ее у простого жулика + добавляем сюда уже известный пункт об отсутствии достаточного количества экспертов – получаем огромный рынок подделок, которые отбивают и так малое желание связываться с искусством). В долгосрочном периоде (3-5 лет) доход может составить порядка 300-500% - По уровню доходности инвестиции в картины стоят на одном из первых мест.
Разумеется, скупать шедевры мировой живописи могут только очень состоятельные люди. Для большинства ценителей прекрасного более актуальны инвестиции в картины современных художников. Обладая чувством вкуса и необходимой информацией ( которой с радостью поделятся и галереи и сами художники) вы сможете вовремя разглядеть талантливого художника и недорого приобрести его картины. Даже в самом неудачном варианте вы все равно сможете продать их без убытка, а при хорошем раскладе у вас появится возможность очень хорошо заработать.
Вот и следует, что инвестиции в искусство – одна из самых надежных инвестиций иногда ничем не уступающая росту всеми любимой криптовалюты. Просто нам этого не нужно, нас до этого довели… И именно поэтому все больше российских галеристов стремятся выйти на зарубежные рынки. Именно поэтому на этом форуме, я-галерист, связанный с этим миром на протяжении 32 лет ищу людей, готовых вывести российское искусство туда, где это нужно.
П.С. при написании текста использовались также статьи моих коллег –Андрея Фоломеева и Артема Сиротина.
С уважением, ваш путеводитель-Игорь.