Предисловие. Петельчатый ковер можно изготовить за несколько дней. Он получается ярким. Себестоимость низкая. У меня чехлы в машине были с картинкой тигра. У ребенка на стене висел яркий мультик. Пробовал делать портреты. Получается красиво, но работа длинная по времени.
Итак.
О том, как делать петельчатый ковер.
Технология очень простая, а ковер получается нарядным и красивым. Для работы необходимы станок, основа, игла и нитки — лучше шерстяные, но можно применять и плотные хлопчатобумажные.
Станок (рис. 1) полностью деревянный. Два валика 1 длиной 1,5—2 м свободно вращаются в боковинах 2, которые устанавливаются в пазы 3 стоек 4. Для большей устойчивости стойки снабжены платформами 5. Между стойками для жесткости прибиваются гвоздями рейки-разлучки 6. На одной из боковин по двум окружностям диаметром 65 мм располагаются отверстия на расстоянии 15 мм друг от друга. Эти отверстия окружают выступающие из боковины шейки валиков. В отверстия попеременно вставляется гвоздь длиной 150 мм, он удерживает другой гвоздь, вбитый в шейку валика, и таким образом фиксирует валик в нужном положении. Детали станка показаны на рисунке 2.
На валики по всей рабочей длине мелкими гвоздями крепится плотная ткань, к которой впоследствии пришиваются края основы будущего ковра. Максимальная ширина ковра будет зависеть от размера валиков, а длина ковра произвольная, поскольку и основа, и готовый ковер наматываются во время работы на валики.
Основой ковра может служить ткань для простынь или другая, более плотная, но обязательно светлая. На основу при помощи копировальной бумаги наносится рисунок со сделанных заранее бумажных шаблонов. Кто хорошо рисует, может обходиться без шаблонов, а сразу на основе изображать выбранную композицию.
Затем ткань основы рисунком наружу пришивается краем к материалу одного из валиков и накручивается на этот валик, потом пришивается другим краем к материалу второго валика. Фиксируется сперва второй валик, ткань достаточно туго натягивается, затем фиксируется первый валик.
Игла с ручкой показана на рисунке 3. Игла 1 трубчатая, диаметром 3 мм. Такие иглы используются при взятии донорской крови. Применяют ее и ветеринары. На расстоянии 4 мм от носика иглы надфилем делается запил, а потом, когда стенка иглы станет тонкой, сверлится (или прокалывается острым шилом) отверстие диаметром 1,5 мм. Края отверстия очищаются от заусениц. На иглу надевают выточенный на токарном станке латунный ограничитель 2 и фиксируют винтом на расстоянии 35 мм от носика. Это расстояние можно менять в зависимости от высоты ворса, которую вы хотите получить. На ограничитель плотно насаживается полая ручка 3 — например, держатель от рейсфедера. Нитку протаскивают тонкой проволокой, загнутой крючком, сквозь ручку, иглу и ушко. Через иглу хорошо проходят все нити, выпускаемые промышленностью, кроме эластика. Нить должна быть смотана в клубок.
Теперь все готово к работе.
Игла с ниткой вводится в основу по рисунку до ограничителя, затем вынимается, но с небольшим отрывом от основы, делается шаг на 2—3 мм в любую сторону (в зависимости от рисунка), снова вводится в основу до ограничителя и так далее (рис. 4). С лицевой стороны (на станке она снизу) получается петля, со стороны рисунка — гладь. Вначале заполняют петлями мелкие детали рисунка, затем более крупные. В последнюю очередь заполняют фон. Скорость заполнения ковра зависит от практики. У меня уходит примерно 40 минут на 1 дм2. Расход шерстяной нити при длине рабочей части иглы таков — мотка в 300 м хватает на 8 дм2, мотка в 500 м — на 12 дм2. Конечно, это приблизительные цифры, они зависят от густоты заполнения и от высоты петли.
Когда вся часть основы, натянутая между валиками, заполнена, вынимают фиксаторы и прокручивают валики до тех пор, пока готовая часть ковра не накрутится на один из валиков. Валики снова фиксируются. Когда ковер готов полностью, снимают фиксаторы, полотно ковра освобождают от ткани, прибитой к валикам. Края ковра обметываются, как это делается на покупных. Помятый на валике ворс хорошо восстанавливается платяной щеткой. Петли надежно держатся в основе: ковер можно чистить даже мощным пылесосом.
ДОБАВЛЯЮ ОТРЫВКАМИ ИЗ ДРУГИХ МОИХ АРХИВНЫХ ЗАПИСЕЙ. Простите за бессистемность. Кто заинтересуется – отвечу на разные вопросы. Этим делом я занимался одно время.
Н.С. Проскурина
СОВРЕМЕННОЕ ДОМАШНЕЕ КОВРОДЕЛИЕ
//Этнография Алтая: Материалы II научно-практической конференции.
Барнаул: "Полиграфист", 1996. С. 157-160
Декоративно-прикладное искусство села Михайловки Усть-Калманского района отличается многообразием видов и форм. Художественный труд сельских мастериц проявился в таких давних традиционных формах народного творчества как вышивка, ткачество, узорное тканье, кружевоплетение. В конце 70-х годов XX столетия в село пришло искусство ручного изготовления ковров. К сожалению, не удалось установить, кто принес эту традицию. По словам Н.С.Бровкиной, переняли способ изготовления ковров михайловские мастерицы от женщин, временно проживающих в селе. На протяжении последующих лет ковроделие изменялось по сюжету, краскам, манере исполнения.
При подготовке данной работы, использовался материал, со╜бранный в ходе опроса мастериц. Занимаются этим промыслом как женщины старшего поколения, так и молодые, имеющие свободное время. По их свидетельству, прежде чем приступить к непосредст╜венному изготовлению ковра, нужно было приготовить все необхо╜димое для этого процесса. В первую очередь выбиралась основа будущего ковра. Чаще всего в качестве основы использовалась бязь, мешковина, редко льняные простыни. Позднее (с середины 80-х го╜дов) для этой цели стали применять гобеленовые покрывала. В по╜следнем случае процесс выбивания облегчался, поскольку воспроизводился в цвете уже существующий орнамент. А поскольку основа была плотной, то ковер лучше держал форму. В этом было его преимущество.
Вторым этапом ковродельного ремесла являлась подготовка станка или пял, на которые натягивалась основа будущего ков╜ра (Рис. 1). Определенного эталона для изготовления пял не сущест╜вовало. Они могли быть абсолютно различной формы. Наиболее распространенными являлись пяла в виде высокого (до уровня среднего стола) прямоугольного приспособления с двумя дощатыми стен╜кам и рамкой вверху. Работали за ним сидя.
Единственным условием являлось пустое внутреннее простран╜ство, которое позволяло бы свободно двигаться игле. Иногда исполь╜зовали в качестве замены станка стиральную машину. Иглы также имели различную форму. Но чаще всего применяли большие медицинские иглы, на острие которых на расстоянии 2-3 мм от конца
- с. 157
делалось отверстие. Размер отверстия зависел от толщины нити. Для качественного изготовления ковра на игле устанавливался ограничи╜тель, регулирующий длину ворса. Выбивают ковры шерстяными ни╜тками домашнего изготовления, крашенными анилиновым красителем различного цвета. Процесс крашения весьма прост и используется очень широко в настоящее время. Предварительно отпряденную и ссученную шерстяную пряжу белого цвета стирали и замачивали в емкость с растворенным в воде красителем и добавленным уксусом. Ставили на огонь и кипятили определенное время. Для прядения ковровой нити использовали шерсть овец весенней стрижки. По свидетельству мастериц, она отличается большей длиной и меньшей засоренностью (из-за длительного стойлового содержания). В настоящее время используется преимущественно эластиковая нить различных расцветок. Это значительно сокращает продолжитель╜ность работы и позволяет выбивать ковры, женщинам, не умеющим прясть.
После того, как основа натянута на пялы и приготовлены нити различных цветов и оттенков, мастерицы приступают к изго╜товлению ковра. Этот процесс получил название "выбивание■. Вначале закрепляют нить и вводят иглу сверху до ограничителя. После чего иглу осторожно выводят через только что сделанное отверстие, следя чтобы она скользила по нити, оставленной снизу основы. Затем вводят иглу рядом и т.д. Таким образом с лицевой стороны (снизу) образуются ровные петли, с изнаночной стороны - стежки. Плотность ворса зависит при этом от частоты стежков. Если требуется четче выделить орнамент, поступают следующим образом: во-первых, плотность стежков основного фона должна быть гораздо меньше, чем плотность стежков орнамента; во-вторых, направление стежков ор╜намента не должно соответствовать направлению стежков основного фона. Выделения отдельных мотивов орнамента добиваются тем же способом.
По окончании работы края основы подгибают и подшивают. Изначальная сторона для прочности промачивается клеем "бустилат". Иногда приклеивается марля. По словам Бровкиной Н.С. наизготовление одного ковра размером 2 на 3 м требуется около 1-1,5 месяца ежедневной работы. Сложность орнамента ковра и качество его исполнения зависели только от таланта и мастерства изготовительницы. Начинающие снимали узоры для ковров у подруг, знакомых и учились на простых композициях. С появлением навыков каждая мастерица рисовала свои узоры, создавая, неповторимые произведе╜ния искусства.
Господствующим орнаментом является растительный. Цветочные мотивы отличаются своей простотой и в то же время оригинальностью. В своем большинстве они строятся в виде гирлянды роз,
- с. 159
гвоздик, ромашек, незабудок и других мелких цветов. Часто применяется прием разброса в шахматном порядке цветочных веток или букетов. Если за основу брали гобеленовое покрывало, то орнамент мог быть любого характера, в том числе и геометрического. Кроме геометрического и растительного орнамента, встречаются ковры выраженным сюжетом по мотивам сказок. Обычно это ковры неболь╜ших размеров и используются для украшения детской комнаты. Ос╜новной фон ковра может быть различного цвета. Но, как правило, он более темный, чем тона орнаментального сюжета.
Непродолжительные сроки выбивания ковров, наличие сырья отсутствие сложных инструментов способствовали быстрому распространению ковроделия в с.Михайловка.
- С.160
_____________________________________________________________________________________
Ковер мужской работы
Для изготовления ковров волжанин сконструировал специальный станок
Страшно подумать, сколько в Волжском мужиков, которые порой лыка не вяжут. А вяжет-то фактически только один – Тимофей Трофимов. И не только лыко, но и свитера, шарфы, кофты и даже ковры. Жену и дочек вязать научил, вот только к «ковроделию» не приохотил. «Хлопотно это, – говорит, – у женщин терпения не хватает».
Николай Васильевич Гоголь вязал, обдумывая очередной литературный шедевр. Тимофей Самсонович Трофимов вязал вдохновенно, отдаваясь делу с увлечением и постигая его секреты. В детстве вязал – носки для кошки. В ремесленном училище – модный шарф. Причем прямо на уроке: глядел на учителя во все глаза, а руки под партой проворно перебрасывали петли со спицы на спицу. Пацаны, естественно, дразнили. Но Тимоша не сдавался. И продолжал вязать, являя подлинно мужскую силу характера и непокорность стереотипам. «Между прочим, я где-то читал, что вязание – исконно мужское занятие. Возьмите хоть Эфиопию, там каждый мужик вязать умеет. Прямо идет по улице и вяжет шарф».
Насчет Эфиопии Трофимову верить можно: сам видел, когда в шестьдесят шестом участвовал в пуске нефтяного завода. Прожил тогда Тимофей Самсонович в Эфиопии больше года, завод пустил и четыре свитера себе связал. Яркой эффектной расцветки. Ниток у африканских братьев продавалось сколько угодно, не то что в Союзе. А вывозить разрешалось только четыре мотка. Вот и приходилось советским товарищам вязать многометровые «дорожки», чтоб дома вновь превратить их в дефицитные клубочки.
Ковроткачеством Трофимов увлекся уже в зрелости. И совершенно случайно. «Ковров-то раньше в магазине было не достать. Мы с женой купили с рук, у одной женщины, самодельный, за семьсот рублей. Повесили, я гляжу: розы, какие-то листики. Чепуха. Розы на думочке хороши. А для ковра нужен масштабный рисунок. В общем, вернули мы тот ковер. А я начал мечтать, как бы самому научиться ковры делать». Мечтал инженер-нефтяник вполне конструктивно. Переделал иглы от фельдшерских шприцев так, что ими можно стало продергивать нити через плотную чеферную ткань. Научился окрашивать белые нити «Волжанка», производства завода СВ, в любой цвет. Смастерил специальный станок двухметровой длины. Он располагался в комнате на двух стульях, на одной его стороне укреплялась ткань, на другую накручивался готовый ковер.
С орнаментами пришлось повозиться. Поначалу ездил на рынок в Разгуляевку, фотографировал разложенные там ковры. Потом стал фантазировать: один элемент увидит в журнале по вязанию, другой – на вазе. Соединяя все, получал неповторимый, авторский орнамент. «Мой станок – это гигантские пяльца, позволяющие сделать масштабный узор не хуже фабричного, а то и лучше. Бывало, придешь с работы замотанный, и скорей к станку, повозишься пару часов – и настроение улучшится, отвлечешься от проблем». На изготовление большого ковра уходило месяца по два, и девять килограммов нитей. Всего Трофимов сотворил восемь таких ковров. Один даже продал за очень приличные для начала восьмидесятых деньги: 700 рублей. Прочие раздал родне, да свой дом украсил.
Грянувшее изобилие и мода на голые стены квартир подкосили едва начавшийся бизнес. С ковроделием Тимофей Самсонович завязал. А вязать продолжает: новый черный джемпер уже почти готов.
Ирина Берновская
[вложение удалено Администратором]
[вложение удалено Администратором]
[вложение удалено Администратором]