Прочитал опус молодого человека по поводу подачи бизнес-плана, и надо сказать, что с некоторыми тезисами соглсен, а некоторые - бред от недостатка знаний и опыта. Ниже краткая выдержка и мои комментарий, с уклоном в производство. Кстати, консалтинговое агентство - это бесполезное с точки зрения развития страны предприятие, так как ничего материального не производит.
Ошибка 1. Указывание необходимой потребности в инвестициях в 300 000 рублей. Согласен, это может выглядеть как подгонка, и возникнут вопросы. Хотя, если вы четко опишите, на что пойдут эти деньги, то ничего страшного не вижу.
Ошибка 2. Малое количество работников в бизнес-плане. С этим не особо согласен. В конце концов, вы пишите бизнес-план для себя, а не для комиссии. Пишите все честно как есть. Ну не дадут вам субсидию, и хрен с ней, зато может найтись частный инвестор, или же у вас деньги откуда-то появятся, а рабочий бизнес-план уже и готов... Я за честность. За большое количество людей надо отвечать, ими надо управлять, и вероятность создать бизнес за 300-600 тыс.руб. и занять там 20 человек - выглядит какой-то подгонкой к требованиям или ожиданиям экспертов...
Ошибка 3. «Хочу машину». Тут согласен, деньги даются для развития бизнеса, а не удовлетворения личных потребностей.
Ошибка 4. Нечёткое указание в бизнес-плане списка того, что Вы хотите приобрести на средства гранта. Это вообще-то стандарт бизнес-планирования, в хорошем бизнес-плане все четко написано, что позволяет его исполнять, а не думать, где и что купить, что делать, как делать и т.д. Нужно не только указать что приобрести, но и где приобрести, чтобы эксперты могли проверить ваши данные. Бизнес-план должен быть написан так, чтобы его можно было дать стороннему человеку, и он мог создать по нему бизнес, просто исполнив все написанное в бизнес-плане.
Ошибка 5. Отсутствие приложенных «доказательств» сбыта. Это называется маркетинг. Кстати, самая сложная часть бизнес-плана, на мой взгляд. Для нового проекта начинающего предпринимателя, если он не разбирается в маркетинге, этот самый маркетинг сродни гаданию на кофейной гуще... Я бы шибко не заморачивался этими доказательствами если их реально негде взять.
Ошибка 6. Маленький объём бизнес-плана. Запомните, нормальный бизнес-план не должен быть менее 60 листов. Лучше – 70-80. А вот это бред, перенесенный с школьной и институтской скамьи. Важен не размер бизнес-плана, а его суть и содержание. Все должно быть четко и понятно. Попытки "налить воды" для объема размоют сущность бизнес-плана, затрут его цели, бизнес-план будет тяжело читать и анализировать. Думаю, вероятность пролета как раз будет больше, если бизнес-план пухлый - экспертам будет влом его читать, анализировать. А если все кратко и по существу - такое и читать приятнее.
Ошибка 7. Низкая бюджетная эффективность проекта. Опять же, будьте честны. Бизнес-план в первую очередь нужен вам лично. Кстати, автор данного опуса про ошибки вначале пишет, чтобы не подгоняли под 300 тыс.руб., и при этом сам же занимается подгонкой под бюджетные эффективности, объем бизнес-плана, количество работников побольше, чтобы государству был доход... Все это будет выглядеть странно. Бизнес должен быть эффективен и приносить прибыль владельцу. С прибыли платятся налоги. Если реально требуется 2 работника, значит должно быть 2, а не 10, для 8 из которых на страницах бизнес-плана вы будете высасывать работу из пальца. Вам будут задавать вопросы по бизнес-плану, и если вы сами толком не знаете, зачем вам столько народу - то и объяснить толком не сможете.
Ошибка 8. Отсутствие запаса прочности. Очень важный момент. Постарайтесь заложить двойной или даже тройной запас прочности. Во-первых, за счёт цен – они должны быть ниже среднерыночных. Этим Вы как бы демонстрируете, что Ваша продукция обязательно раскупится, плюс появляется козырнуть этим моментом при защите бизнес-плана. Дескать, даже при реализации цен ниже рыночных, Вы будете в приличном плюсе. Во-вторых, заложите расходы работникам зарплату, выше среднерыночной. Это тоже хороший козырь, поскольку текучесть кадров будет меньше, качество выполняемых работ выше, и появляется некоторый дополнительный запас прочности. Можно несколько завысить расходы на аренду офис (склада/помещения), но не на оборудование, которое Вы планируете купить на деньги гранта!!! Важно, чтобы бизнес-план даже при завышенных расходах показывал солидную прибыль и оказывался не особо чувствительным к изменениям себестоимости, рыночных цен и т.п. Поэтому, расчёты надо делать аккуратно.наш горе-консультант предлагает продавать дешевле, расходовать больше, и еще иметь солидную прибыль
Это бред, исходящий из отсутствия опыта, недостатка знаний и написания бизнес-планов как вещи в себе, а не для воплощения в реальности. Во-первых, цена далеко не всегда важна для потребителя, т.к. потребители есть разные, и продукция есть разная, во-вторых, высокая зарплата далеко не панацея от текучки, и не означает хорошую работу. Если так напишите, то покажете, что в бизнесе вы как раз ничего не понимаете. Завышение расходов на аренду - прямой путь в лузеры, вы не знаете что такое маркетинг.
Все должно быть честно. Кроме того, малый бизнес, для которого 300 тыс.руб. - это существенные деньги и он хочет получить субсидию, может заработать только на продаже изделий, которых на рынке немного (не ширпотреб), и по цене выше среднерыночной. Здесь надо брать качеством, эксклюзивом, обслуживанием и т.д. Т.е. заработать можно, если избрать целевым потребителем довольно узкую категорию граждан.
Ошибка 9. Отсутствие в бизнес-плане ключевых показателей эффективности проекта: NPV, IRR, BCR и PBP и анализа чувствительности проекта. Отсутствие этих ключевых показателей делает Ваш бизнес-план не серьёзным, скорее всего, его даже не будут рассматривать. Так что если Вы претендуете на деньги – лучше рассчитайте их.
Анализ чувствительности – это не теоретические рассуждения о том, что при любом раскладе Ваш бизнес будет в плюсе, а конкретные расчеты, показывающие как будут меняться показатель NPV и IRR (этого, как правило, достаточно) при изменениях показателей выручки, себестоимости и сбыта. Расчёты анализа чувствительности делаются в Excel, по их проведении обязательно строится график-паук, который вставляется в бизнес-план.Это имеет смысл для бизнес-плана автора данного опуса, т.к. он претендовал на субсидию для развития консалтингового агентства, и если бы не рассчитал данные показатели, то проявил бы свою финансовую безграмотность. В других случаях эти цифры не очень уместны, особенно если вы не знаете что это такое. Так что лучше не пишите.
Ошибка 10. Наконец, главная ошибка – это посредственное оформление бизнес-плана. Сделав всё профессионально в типографии, Вы получаете 99 %-ую гарантию победы над конкурентами.Частично соглашусь. Оформление играет большую роль, это как обертка. Однако, если вы в красивую обертку завернете кусок говна, то его вкус никому не понравится. Я бы уделил больше внимания структурированию бизнес-плана, чтобы все было четко и понятно, удобно читать, обязательно на отдельной странице содержание с указанием страниц. Про то, что все должно быть напечатано на принтере, думаю говорить не надо. Структурированный текст показывает, что составитель бизнес-плана умеет мыслить системно и аналитически. Плохая связь разделов и текста показывает разброд в голове и отсутствие четкого понимания, что вы хотите.
В общем, пишите бизнес-план для себя, не занимайтесь подгонкой под требования. Бизнес-план вам еще пригодится, также как и опыт его написания. Это кстати мой опыт. Писал я когда-то бизнес-план (сам) и защищал его перед комиссией в институте (это была моя дипломная работа), был кстати единственным, кто писал бизнес-план по производству (и вообще единственным со всего курса, кто писал бизнес-план), потратил на написание 2 месяца, при том, что довольно хорошо знал сферу деятельности. Писал как раз с частичной подгонкой, за что был бит на защите. Но я писал сам, и приобрел опыт. Теперь бизнес-план используют сторонние люди, в том числе для получения субсидии, вот только если человека интересует только бизнес-план и субсидия, а не производство - толку не будет...