В конце 60-х прошлого века среди наших пацаньих бумов был и такой, как любительская киносъемка. 8-мм кинокамеры тогда стоили от 20 рублей. Начитавшись учебной литературы по операторскому мастерству, по осветительству и звукотехнике, насмотревшись уже с новой точки зрения всяких фильмов, мы начали снимать свои кинозарисовки. А потом, поставив в ДК киноаппарат «Волна» или там «Русь», гнали свои зарисовки на большом экране. Звуковая подложка шла с катушечных переносных магнитофонов типа «Комета-206» или «Романтик». На наши фильмики собиралась вся наша бандитская окраина. (Я рос в шахтерском поселке среди «химиков», вольнопоселенцев и бывших ссыльных.) Позже у нас появилась 16-мм кинокамера «Красногорск». Мы уже снимали документальные фильмы по 10 минут и... сказки и фантастику. Я больше любил такую съемку, где вещи внезапно появлялись и исчезали, один держал в руке самого себя на ладошке (маленького, как гномик), человек бегом взбегал на очень крутую гору (километр в секунду) и т.д.
Потом пришла мысль снимать ролевые баллады. Мы сняли самими придуманную балладу о пацане, который любил девчонку, а она ушла с другим. Он пошел в лес, чтобы броситься со скалы, но тут вдруг услышал чей-то крик о помощи... На этом пленка у нас кончилась. Новой в магазинах пока не было какое-то время. Я думал, нас порвут: так все требовали продолжения, чтобы узнать – чем все кончится?
Техника в то время у нас была допотопнейшая. Звука в синхрон не было. Артикуляция рта не совпадала с кадром. И все же было здорово! Зал на 200 мест в ДК набивался битком. Взрослые сидели в рядах, а пацанва мостилась где как придется.
Сейчас великолепная и относительно недорогая техника. Звук в синхрон? Без проблем! Монтаж? На компе. Под одеяло уже не надо лезть с огромным бачком, чтоб заряжать на катушку для проявки отснятую пленку. Софиты – замечательные миниатюрные галогенки. Не то что мы – с фонариками. Компиляж звуковой подложки – да без проблем на том же компе!
Помню, как все бегом бежали в кинотеатр на просмотр грузинских и других короткометражек!
А что же сейчас? Фильмы уже не в спросе, что ли?
Дальше попробую пофантазировать.
Покупаем цифровую видеокамеру тысчонок за 15 «деревянных». Радиомикрофончики на несколько тышш. (Встроенным лучше не пользоваться – он дает гулкий звук, как в тронном зале. Радиоприемник для приема сигнала с радиомикрофончиков. Согласуем его с камерой. Треногу (обязательно! Никаких съемок с рук!) Хороший комп. А-а, да. Светильнички в кол-ве штук трех. Если собственного опыта в операторском мастерстве нет, пригласить подготовленного любителя. (Настоящий спец влетит в копеечку.) И отснять 2-х серийный фильм для начала. Слабо? Нисколько. Сюжет выстроить так: завязка, развитие сюжета, интрига, конец первой серии на самом интересном месте.
Готовый фильм на компашках раздаем в киоски под реализацию. С разрешения киоскеров нашу компашку выкладываем той стороной к покупателю, где вкратце приведено начало сюжета. Даем модульную рекламку в самую читаемую местную газетенку и в бегущую строку. Смотрим, как разошлась, и приступаем ко второй – заключительной части. Фильм должен всегда быть рассчитан на свою аудиторию. В нашем случае пусть расчет будет на тинейджеров.
Кто-то скажет сейчас: о-о-о... это ж какие «бабки» нужны на организацию съемок, и на уплату артистов. Сразу отвечу. Никаких! Деньги нужны только на закуп техники. В «полтинник» деревянных можно запросто влезть. А на съемку... так сюжет можно выбрать такой, что денег и на трамвай не понадобится. А артисты? Ответьте, кто из ваших знакомых девчонок не захочет попробовать себя в кино? Да за славу артистки они еще и сами мороженого вам купят.
Можно, конечно, предложить процент от будущих прибылей, если они будут. А если не будет – значит она сама так плохо сыграла свою роль, что фильм не пошел...
Если такие фильмики пойдут, то можно в начале фильма вставлять рекламу типа, что фильм смонтирован на аппаратуре из магазина такого-то (это к примеру).
Какой взять сюжет? Да перед нами целый Интернет? Сюжетов – океан и маленькая тележка. Щщщщааас, поскребу в затылке и что-нибудь влет подкину... Ааааа... вот, например...
... Поздно вечером парень звонит в справочную автовокзала. Он разговаривает с другом, и они решили куда-то там съездить на выходные. Так вот. Звонит, но выясняется, что ошибся номером. В ответ слышит, что это не справочная, а длинноногая белокурая Лиля с большими голубыми глазами. Шутит малявка. Ну, пацан подхватывает шутку и продолжает тоже в шуточном тоне. Слово за слово, книгой пО столу. На сегодня они закончили треп. Парень перезванивает в справочную и узнает, когда идет нужная электричка. Назавтра, на природе, они с друзьями кутят, но время от времени он задумывается. В ушах стоит голос незнакомки.
Вернувшись домой, он дожидается вечера и снова звонит ей. Короче, они договорились никогда не встречаться. Это позволит свободно болтать им на любые, даже запретные темы. Вот так и потянулось из вечера в вечер. Он, ложась спать, кладет себе под ухо телефонную трубку и начинается обычный треп. А потом она поет ему красивым голосом что-нибудь мелодичное, и он засыпает. Утром кладет пикающую трубку на рычаг аппарата. По жизни он стал задумчивым и рассеянным. Отвечает всем невпопад. За ним гоняется девчонка, но он на нее ноль внимания. Тут вариаций развития сюжета много.
Чем все заканчивается? Телефонная подруга вдруг перестает отвечать на звонки. Его состояние понятно. Он уже присел на эту телефонную иглу. Проходит еще какое-то время. Ему вдруг попадается в руки рекламка, что предлагают телефонные базы данных. Он покупает эту базу и выясняет адрес, куда он звонил каждый вечер. Долго не решается пойти туда, так как дал клятву ей по ее просьбе, что они никогда не увидят друг друга. Наконец решается. По дороге покупает цветы. Звонит в дверь. Ему открывает грустная женщина. Он представляется и рассказывает вкратце о своем телефонном знакомстве. Женщина приглашает его в кухню, угощает чаем. Расспрашивает. Потом говорит, что она в курсе этого телефонного романа. (Во! Название фильма – «Телефонный роман»). На вопросы о ней отмалчивается. Потом ведет его в ее комнату и показывает, откуда она с ним разговаривала каждый вечер, лежа на диване. Вдруг в глаза ему бросается портрет на стене красивой девчонки. Это она?- спрашивает. Женщина утвердительно кивает. Но почему наискосок портрета траурная лента? Женщина рассказывает, что она занималась мотокроссом по пересеченной местности и погибла. Рассказывает, каким образом.
Следующий кадр: пацан стоит на кладбище возле могилы. Кладет эти цветы у надгробья. Долго глядит на барельеф портрета и шепчет: -Ты сдержала свою клятву! Но почему так-то... И скупая мужская слеза медленно катится по его еще юношеской щеке...
Ну, вот, типа этого. Много ли тут надо артистов и декораций?