Михаил КорсановКак сделать, чтобы сотрудник/директор не украл ваш бизнес?- Тщательно отбирайте сотрудников, обращая внимание не только на профессионализм, но и на личные качества, честность, проверяя их тестами, собеседованием и исследованием рекомендаций.
- Устраивайте сотрудникам скрытые и открытые проверки на лояльность, чтобы выявить возможную нелояльность и заранее принять меры.
- Часто нечестность в малом или НЕ по отношению к вам характеризует склонность к нечестности личности в целом. Принимайте упреждающие меры по малым признакам нечестности.
- Женщины и женатые люди В СРЕДНЕМ несколько меньше склонны к неэтичному поведению, впрочем это не относится к крупным соблазнам.
- Поощряйте общую атмосферу честности и открытости в организации. Не позволяйте себе проявлять нечестность так, чтобы об этом знали сотрудники, и не вводите нечестность в обычную практику фирмы. Сотрудники берут пример и это может вылиться в нечестные действия против вас.
- Предпринимайте информационные и реальные действия для того, чтобы у сотрудников оставалось ощущение, что вы заботитесь об их интересах и старайтесь не допускать тех, которые сотрудники могут расценить как неуважение их интересов. Это может стимулировать их к совершению ответных нечестных действий по отношению к вам. Если такие действия необходимы, подумайте как нейтрализовать подобные выводы, представив ваши действия хотя и честно, но в другом, более благоприятном свете.
- Рассчитывайте вектора интересов. Старайтесь не допускать конфликта объективных интересов между сотрудниками и вами. Стимулируйте в сотрудниках понимание общности интересов сотрудника и компании.
- Если есть возможность - разделяйте контроль ресурсов, владение информацией, полномочия так, чтобы ни у кого не было полного набора ресурсов, достаточных, чтобы обойтись без вас.
- Подпишите со всеми сотрудниками договор, где будет четко написано, что занятие подобным бизнесом или использование полученных ноу-хау и другой конфиденциальной информации запрещается и влечет финансовую ответственность в размере нанесенного ущерба и необходимость немедленного прекращения подобной деятельности.
- Возьмите честное слово с каждого сотрудника или введите подобное обещание / клятву в процесс приема сотрудника на работу, где будет четко оговариваться, какие действия с его стороны он никогда предпринимать не будет.
- Установите положительные личные отношения с ключевыми сотрудниками. Сделайте так, чтобы они к вам хорошо относились и им НЕ ХОТЕЛОСЬ вас обманывать или идти против ваших интересов, просто потому что вы им нравитесь лично.
- Позаботьтесь о том, чтобы помимо денежной мотивации у ваших сотрудников было множество других мотивов работать в вашей фирме и с вами лично.
- Распространяйте среди сотрудников информацию и понимание всех издержек, затрат и убытков фирмы. Предотвращайте появление зависти вледствие распространенной ошибки - приравнивания выручки к личному доходу владельца.
- Внесите в договор как обязанность и поощряйте передачу сотрудниками руководству информацию о любом нечестном поведении любого сотрудника, как в отношении вас, фирмы, так и в отношении любых других лиц, участвующих в бизнес-процессе. Принимайте по информации меры. Чтобы это не рассматривалось как доносительство и негативно - объясните всем и каждому, насколько важно для вас и бизнеса чистота этики в организации, и что это не доносительство, это информационная открытость:-) Конечно, хорошо, если информационная открытость присутствует и в обратную сторону, чтобы не оставалось ощущение дисгармонииии - делитесь и вы с сотрудниками информацией, какой только найдете безопасным и для них интересным.
- Подумайте, какие ключевые ресурсы или действия, без которых данный бизнес не может быть столь эффективным или вообще не может быть, вы можете оставить за собой или за самыми доверенными людьми.
- Поощряйте ключевых сотрудников к самостоятельности и давайте им возможности ее проявлять. Это может предотвратить желание организовать собственное дело. Тех, у кого склонность к самостоятельности настолько высокая, что вы видите риск ухода, помогите ему организовать собственное дело, и оговорите ваше участие. Лучше иметь конкурента под контролем, стимулировать его развитие и получать часть дохода.
- Внесите в договор как обязанность и поощряйте передачу сотрудниками руководству информацию о любом нечестном поведении любого сотрудника, как в отношении вас, фирмы, так и в отношении любых других лиц, участвующих в бизнес-процессе. Принимайте по информации меры. Если личность несформировавшаяся и виден шанс на перевоспитание и есть время / желание / целесообразность / умение этим заниматься - попытаться перевоспитать, повлиять. Бывают люди, относительно хорошо поддающиеся авторитетному влиянию или влиянию коллектива, тогда может стоит попробовать - провести дружескую беседу с глазу на глаз на тему как хорошо быть честным, напомнить стандарты этики фирмы и обязательства по договору, предупредить что если повториться, то ....,
- Вынести на общее обсуждение / донести до народа мысль о неприемлемости подобного поведения, не называя имен (сам поймет, заодно акцент для остальных), лишить премии (без обнародования, т.к. иначе это будет унижение, человек может обозлиться и делать гадости потом)... наконец, расстаться. В малом бизнесе часто стоит начинать с последнего:) просто не стоит тратить свое время и рисковать работой с нечестными людьми, если только им приходится что-то доверять важное или возникают 1-2 повода усомниться в их личной этике. желающих на вакансию часто немало. Либо если специалист ценный - "перевоспитание". по порядку, по мере возрастания силы мер воздействия, начиная с сугубо мягких и позитивных - вроде объяснения преимуществ честного поведения. опять же, учитывая что в решительный момент может вернуться старое и человек кинет - не доверять ему слишком важной информации, ресурсов и полномочий.
- Доверять самые существенные вещи (например, директорство, ноу-хау) только тем, кто к этике относится трепетно, желательно на уровне убеждений или эмоций. Иногда очевидно, что человеку явно НЕ нравится вести себя нечестно.
- Можно тест сделать, например, обсудить какую-то, может быть специально выдуманную, не слишком этичную по отношению к кому-то из близкого окружения или партнеров, но выгодную для него и вас возможность и спросить его мнение - посмотреть на его реакцию, даже если он под вашим влиянием может и согласиться, то должна быть видна в человеке при этом эмоциональная некомфортность; а лучше если он выскажет возражение; потом как-то загладить свое предложение, например, пояснив, что это был сугубо теоретическое предположение, а в действительности что вы конечно никогда бы себе такое не позволили, или что он вас неверно понял, чтобы он не подумал что ВЫ склонны к неэтичному поведению и интриганству - дурной пример не стоит подавать лишний раз).
- Также доверять имеет смысл только если НИКАКИМ нечестным поведением человек себя за всю историю отношений не запятнал, по возможности имеет с вами личные отношения и лояльность, и, по возможности, в плане личной / психологической позиции на ближайшие годы кому интереснее сохранять отношения и работать с вами, чем уходить.
- Да, еще одно - ничто не мешает напрямую выяснить намерения и планы человека при приеме на работу:-) выяснить наличие желания в будущем создать собственный бизнес. Если такое желание есть - это совсем не обязательно плохо, просто надо человеку тогда в этом помочь - давать больше самостоятельности, рассчитывать что ему придется дать адекватный уровень оплаты / разделения дохода (может быть даже больший чем себе, чтобы сохранить его заинтересованность в честном поведении), не давать в руки ключевые ресурсы и т.д.
диалектика работы с предприимчивыми (и увы нередко нечестными, в услових СНГ - специфика) людьми такая: если не умеешь обращаться, могут быть дополнительные проблемы и кидалово, если умеешь - это находка которая может сделать ваш бизнес более эффективным чем при работе с не-предприимчивыми людьми.
В практике применения даже части этих рекомендаций может оказаться достаточно для вполне надежной работы в пределах небольшого и даже среднего бизнеса. Для большого бизнеса требуется применение всех этих мер в развернутом объеме, а также ряда других.
Михаил Корсанов, специально для Хоум ИдеяСправка. Михаил Корсанов - петербургский предприниматель, психолог, автор 3 книг. Чтобы получать текст книги "Как стать богатым" и другие книги этого автора ("Магия личной жизни", "Вопросы-ответы о тренинге Стать счастливым" и др.), напишите на hochu@vsehorosho.org с того адреса, на который хотите все это бесплатно получать.