Некоторые фрагменты из приведенной
статьи:
В этом году в лондонском аэропорту Хитроу и Дубайском международном финансовом центре открываются линии автоматического транспорта — пассажиров будут перевозить без помощи шоферов и машинистов. Это первые шаги к созданию новой системы передвижения по городу.
Неподалеку от дома вас дожидается блестящая капсула из стекла, металла и пластика. Автоматически открывается дверь, и вы садитесь в удобное кресло, напоминающее те, что устанавливают в самолетах. Несколько нажатий на кнопки — и аппарат бесшумно мчит над улицами. В это время вы можете подремать, почитать книгу или поработать на ноутбуке: интеллектуальная система сама выберет наилучший маршрут. Минут через двадцать вы оказываетесь возле дверей своего офиса…
Примерно такую заманчивую перспективу рисуют сторонники так называемого автоматического пассажирского транспорта...
Адепты нового транспорта обивают пороги госучреждений и частных компаний, с жаром рассказывая, насколько уникальна, выгодна и полезна их идея. Вот, например, проект под названием SkyTaxi, разработанный для крупного российского мегаполиса типа Москвы: город предполагается покрыть сетью рельсовых линий, по которым будут мчаться автоматические вагоны. В каждом из них сидит либо один пассажир, либо компания знакомых людей. Вариант случайного попутчика исключается.
В проекте указано, какими должны быть тормоза, процессоры бортового компьютера, датчики скорости, электродвигатели, алгоритмы управления и множество других деталей вплоть до ремней безопасности и пластика для отделки салонов вагона...
Подавляющее большинство людей, которым начинаешь рассказывать о проектах автоматического персонального транспорта, с ходу приводят длинный перечень причин, почему эти идеи никогда не воплотятся в жизнь.
Главный аргумент: такая система не сможет перевозить много людей. Авторы проектов категорически возражают. По расчетам Сергея Прохоренко, пропускная способность его SkyTaxi выше, чем у трамвая, троллейбуса и автобуса, и лишь немного уступает метро.
Про легковые автомобили на городских улицах и говорить не приходится. Разработчики системы «Транскар» утверждают, что одна их линия эквивалентна трем полосам автомагистрали. В других проектах речь идет даже о десяти полосах.
За счет чего достигается такой эффект? Легкие, компактные и аэродинамичные вагончики мчатся по специальным линиям со скоростью как минимум 60 км/ч, а на магистралях разгоняются до 200 и больше. При этом они могут следовать довольно плотно друг за другом. Согласно выкладкам Сергея Прохоренко, безопасный интервал между бамперами должен составлять 6,25 м при скорости 150 км/ч. В некоторых концепциях предлагается даже сцеплять вагоны, идущие по сходному маршруту.
Специалисты по городскому транспорту уверяют, что главный источник проблем на дорогах — это человеческий фактор. Один водитель слишком медленно реагирует на зеленый цвет, другой все время норовит подрезать, третий паркуется в самом неожиданном месте. То ли дело автоматический транспорт! Вместо несовершенного человека со всеми особенностями его, возможно, не самой уравновешенной психики решения принимает бесстрастный искусственный интеллект.
И еще — автоматическим вагонам не нужно снижать скорость во время движения по городу. В утопической транспортной модели нет главного проклятья мегаполисов: пробок, светофоров и сотрудников автоинспекции. Это достигается за счет мощных компьютеров и математических алгоритмов, подбирающих оптимальный маршрут и учитывающих движение всех вагонов...