Сами по себе "стереоскопические технологии" (пожалуй, одна из основных "составляющих" виртуальной реальности в ее нынешнем виде) достаточно давно придуманы и более-менее тщательно проработаны (по крайней мере в части их практического использования). Если еще совсем недавно определяющим "фактором сдерживания" распространения стерео была дороговизна и сложность изготовления и проката "стереоконтента" (тех же стереофильмов, например), то сейчас объективных причин для повсеместного "нераспространения" стерео попросту не осталось: съемочное и демонстрационное "стереожелезо" есть ЛЮБОЕ, дешевое и дорогое, любой степени "навороченности", мощность современных компьютеров и доступность нужного софта делают возможным изготовление высококачественного "стереоконтента" даже небольшими студиями или вообще одиночками за вполне обозримое время.
С другой стороны, "широкая общественность" просто-таки заждалась этих самых "виртуальных технологий" и готова платить любые деньги за билет, чтобы только краем глаза (в случае стерео - ОБОИХ глаз, и желательно не краями
) заглянуть в эту самую "виртуальную реальность", про которую ей уже все уши прожужжали, а показать хоть в каком-нибудь виде никто не удосужился (десяток стереозалов на всю Россию это не "показатель-показыватель", а в "4D-аттракционах" пока основной упор делается на эффекты, воздействующие в основном на вестибулярный аппарат, а не зрение (и уж тем более не на мозг
), так что от виртуальной реальности эти самые аттракционы отстоят, пожалуй, подальше тех же стереокинотеатров).
Вот так выглядит наш первый "серийный" "аттракцион виртуальной реальности" (вообще у нас их целый "модельный ряд", но этот - "Капсула" называется - пока что самый рентабельный):
Павильончик размерами 3х4х2.7 метра (вообще-то его предшественник был - и обязательно будет воплощен в "железе" - 5х8х2.5 метра, но для выставки пришлось его ужать и в результате получилось весьма удачно), стилизованный под некий летательно-плавательно-ездильный аппарат (вернее, его пассажирскую кабину). Внутри: 3 экрана 1х2.8 метра, расположенных буквой "П", 3 кожаных дивана (с комфортом помещается 9-12 человек) со встроенными "устройствами низкочастотных эффектов" (почти массажер, но тока для задницы - устройство так и называется "жополуп" или Buttkicker
), многоканальная акустика, кондиционер, устройство "воздушных эффектов" (попросту вентиляторы, дующие снизу вверх и создающие у "пассажиров" иллюзию парения). Да, картинку на трех экранах создают аж 6 проекторов (по 2 на каждый экран). А, самое главное забыл - картинка не "простая", а СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ (в свое время по Союзу была почти сотня стереокинозалов, наверняка многие помнят, потому как такое не скоро забывается
). По сути экраны представляют собой "окна" этой самой "Капсулы", через которые "пассажиры" наблюдают за происходящим "снаружи" (а по сути экран, говоря словами классика, это "окно в виртуальный мир").
На экранах, есно, показывается стереофильм соответствующей тематики (фильмы тоже "снимает" наша компания, тобишь студия при ней). (В принципе, на этом железе можно показывать и "обычные" фильмы, с DVD, например, или Blue-Ray, но тока это не так интересно, как стерео).
Сказать, что этой штуке пока мало аналогов - это мало сказать (каламбурчик
): на всю Расею-матушку сейчас приходится всего 2 более-менее нормальных стереокинотеатра (амерские IMAX в Москве и Питере), десяток стереозалов в обычных кинотеатрах (из них половина опять-таки в Москве и Питере), да еще пару десятков так называемых "4D-аттракционов" (опять в крупных городах).
Ставится сей аттракцион-кинотеатр в достаточно оживленном месте типа торгового центра, длительность сеанса 10-12 минут (иногда больше, зависит от сюжета фильма), при такой небольшой вместимости обеспечить 100%-ю заполняемость совсем несложно (скорее, придется бороться с очередями
). Даже если сильно не жадничать (50-100-150 рублей за билет вполне соответствует уровню и качеству "услуг", никто в претензии не будет, наоборот
), то и то получается довольно (мягко говоря
) выгодно. Навскидку: 9 человек вместимость, 100 руб. билет, 10-12 минут сеанс, 4 сеанса в час, 10 часов рабочий день, 30 дней в месяце, итого получается где-то под миллион в месяц, делим пополам (на всякий случай - неравномерный наплыв посетителей в течение дня или недели и т.п.), вычитаем аренду 12 кв. метров (в Москве это 60 тыс. руб. в месяц), зарплату "пилотов" "Капсулы" (2 человека по 15-20 тыс.), электричество (в принципе входит в цену аренды, но даже отдельно это копейки - 2-3 тыс.), "расходные материалы" (лампы проекторов надо менять раз в год, получается 5 тыс. в месяц). Итого остается по самым скромным подсчетам около 400 тыс. руб. в месяц. Но это с ОДНОГО "аттракциона". Мест, где можно поставить такой аттракцион, по России просто немеряно и самое приятное, что везде он (аттракцион) будет принят местной публикой "на ура". Ибо ничего подобного за такие деньги (да и за бОльшие тоже) поблизости (да и в отдалении) просто нету. При этом качество картинки, звука и пр. в аттракционе в каком-нить Мухосранске ничуть не хуже, чем где-нить в столице (а билеты будут даже дешевше, плюс бесплатный вход для школьников-пятерочников при предъявлении дневника, военнослужащих и т.п.).
Но этот аттракцион, как я уже говорил, только первый в целом "семействе". Основная же идея наших "аттракционов виртуальной реальности" следующая: разработанное нами "железо" создает на стенах, полу и потолке нескольких "залов" некий "виртуальный интерьер", а зрители перемещаются в этом ВИРТУАЛЬНОМ пространстве вполне РЕАЛЬНЫМ способом - переставляя ноги, буквально двигаясь из зала в зал за сюжетом фильма (типа прилетели в "Капсуле" на космическую станцию, там погужевались и полетели в другое место).
Вот так будет выглядеть 7-"зальный" "Виртуальный балаган":
Комплекс из 8 “аттракционов виртуальной реальности”:
1) “Шлюз” - через него осуществляется вход/выход посетителей комплекса.
2) “Коридор” - связывает между собой все аттракционы комплекса.
3) “Стереорама” - аттракцион с панорамным экраном, самый большой и вместительный.
4) “Круговерть” - аттракцион с круговым панорамным экраном.
5) “Галерея” - виртуальная картинная галерея.
6) “Метро” - виртуальное транспортное средство типа вагона метро, трамвая или электрички.
7) “Капсула” - “летательно-плавательно-ездильное” виртуальное транспортное средство.
8 ) “Лифт” - виртуальный лифт для “перемещений” между “уровнями”.
Общая площадь - 120 кв. метров, вместимость - 80 человек. Работает по принципу “конвейера” - вход/выход посетителей через равные промежутки времени группами 1-4 человека, перемещение групп внутри комплекса управляется визуальными или звуковыми “инструкциями”, отображаемыми на экранах или передаваемыми через акустику аттракционов (возможно использование также портативных раций или мобильных телефонов, выдаваемых каждой группе при входе вместе со стереоочками), у каждой группы “индивидуальный маршрут”. Стереофильм состоит из 8 “частей” (по количеству аттракционов), которые идут параллельно в соответствующих “залах” (аттракционах), таким образом группы, перемещаясь между аттракционами, видят каждая свой отдельный “вариант монтажа” фильма. Поскольку количество “вариантов” практически бесконечно, а их “создание” занимает сравнительно мало времени (а при использовании для “инструктажа” мобильных телефонов может быть автоматизировано и маршруты для групп могут “генерироваться” компьютером “на лету” по ходу демонстрации фильма), то в “репертуаре” для комплекса недостатка не будет - чтобы “пересмотреть” все “варианты” даже одного фильма, не хватит жизни (к тому же фильмов будет больше одного
).
Плюс всякие "вкусности", связанные с сюжетом фильма, например, поиск РЕАЛЬНЫХ сокровищ в ВИРТУАЛЬНОМ "пространстве" (кино по типу компьютерного квеста, когда на экранах будут показываться "подсказки", их надо заметить, "состыковать" между собой и определить, где находится клад (предположим, 1000000 рублей), прийти и забрать его
).
"СТЕРЕОРАМА" - самый большой аттракцион в комплексе, двухуровневый, состоит из 3 "зон": сидячие места на нижнем уровне (16 зрителей), опоясывающий их "ПОДИУМ" и "ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА" на втором уровне (16 сидяче-стоячих мест); размеры экрана 2.5х18 метров (радиус 5 метров, панорама 208 градусов), разрешение картинки 6144х768 (6 120-герцевых проекторов), акустика 7.1 KLIPSCH:
"КРУГОВЕРТЬ" - панорама 360 градусов, 6 проекторов, 7-канальная акустика, диван с Buttkicker'ом, вентиляторы для "воздуходуйных эффектов", 8 зрителей:
"ГАЛЕРЕЯ" - виртуальная картинная галерея из 6 42-дюймовых плазменных панелей:
"КАПСУЛА" - 3 расположенных буквой "П" экрана 1.2х3 метра (разрешение у каждого 2048х768 ), акустика 7.1, диваны с "трясучками", 16 "пассажиров" :
"МЕТРО" - вагон метро с "окнами" из плазменных панелей 42 дюйма (6 штук), 16 "пассажиров", диваны с "трясучками" :
"ЛИФТ" на 4 пассажира, 2 плазмы 50 дюймов, трясущийся пол, акустика - встроенная в плазмы.
"КОРИДОР" - напольный и потолочный экраны 1.5х6 метров (по 3072х768 ), акустика 7.1.
"ШЛЮЗ" для входа-выхода посетителей комплекса, плазма 50 дюймов, трясущийся пол.