Проектор для дома: типичные ошибки при покупке. Часть 1
Человек, серьезно поставивший себе задачу выбора проектора для дома, просто обязан обзавестись небольшой вилочкой. Ибо он рискует быть заваленным рекламой и ему требуется ежеминутно снимать с ушей лапшу. Все современные вендоры выпускающие видеооборудование, обязательно выпускают и проекторы для домашнего кинотеатра: Panasonic, Sony, Sanyo, Eiki, BenQ, Acer, Optoma, JVC, Mitsubishi... И каждый хочет, чтобы купили именно его продукцию и идет ради этого на всяческие ухищрения — технические и рекламные.
Одни разработали "универсальный проектор для дома", другие хвастаются "уникальной контрастностью", пятые встраивают прямо в проектор DVD-плеер, восьмые скромно предлагают "Лучший выбор для домашнего кинотеатра!", у двенадцатых некий "космический дизайн"... Почему у всех такие разные характеристики и разные цены, но все ("фокусным расстоянием клянусь, да???") идеально подходят для домашнего использования?
Sony осторожно делит домашние проекторы на "Проекторы для кино", "Проекторы для игр" и "Проекторы для спортивных передач" - и это неспроста. Не знаю, как насчет "Проекторов для спортивных передач" (подозреваю, что так хитро Sony пытается пристроить выпускаемые ею SXRD-панели для проекторов), а у проекторов для кино и проекторов для игр критерии качества отличаются.
И мы сейчас поговорим об этих критериях, а также о том, как не совершить одну из типичных ошибок при покупке. Вопрос выбора проектора для домашнего кинотеатра здесь уже поднимался в статье "Выбираем проектор для дома", продолжим же эту тему.
Замечу, что эта статья нужна не всем. На самом деле кино можно смотреть с любого проектора, но на предназначенных для этого аппаратах оно будет более качественным, впечатляющим и эффектным. Но ведь не каждый стремится получить максимум качества, некоторым достаточно "чтобы просто был большой экран". Такие покупатели могут смело покупать любой проектор в пределах той суммы, которую они себе определили, и не забивать себе голову дальнейшим чтением. Остальных приглашаю поудобнее устроиться и читать дальше.
"Чем ярче - тем лучше". Одно из самых частых заблуждений в отношении кинотеатральных проекторов. Для офисных проекторов — согласен, яркость важна, но в кино совсем другие критерии. Фильмы смотрят в затемнении (вспомните атмосферу в кинотеатре!), и слишком яркий свет от проектора будет напрягать глаза — как яркая моргающая лампочка в темноте. Долго вы выдержите смотреть на такую лампочку? Правильно, скоро заболят глаза и вам захочется включить свет. И тут вы наступите на грабли второго недостатка ярких аппаратов — убогая контрастность.
Что такое контрастность? Это та самая характеристика, к которой производители пытаются приписать максимальное количество нулей: 2000:1, 5000:1, 15000:1 (чем дешевле вендор, тем больше нулей у него в контрастности). Самые честные, кстати, не публикуют ее вообще, балансируя между "не врать" и "быть не хуже других". Так что она означает, эта характеристика? Применительно к проекторам и телевизорам все просто: это способность техники показать максимально черный и максимально белый цвет — чем они "дальше" друг от друга, тем контрастнее будет изображение. Чем контрастнее изображение, тем больше количество полутонов цвета, которые может воспроизвести аппарат. Чем больше полутонов, тем более гладким и слитным будет изображение.
А что происходит, когда проектор слишком яркий? Да то же самое, что и в кинотеатре, когда опоздавший к началу сеанса недотепа открывает дверь и на экран на секунду падает свет. В месте засветки исчезает черный цвет, и изображение становится блеклым. Черный цвет превращается в серый, и изображение теряет контрастность. Помните во "Властелине колец" съемки в подземельях Мории? На черном фоне скал движутся темные фигуры. Если у проектора действительно хорошая контрастность, то вы легко различите все детали. Если контрастность "дутая", то зритель увидит плохо различимые на темно-сером фоне темно-серые непонятные пятна.
Кроме того, контрастность отвечает за "объемность" изображения.
В кино — самое главное контрастность, а не яркость. Чем больше яркость, тем хуже контрастность.
Итак, первая ошибка при выборе проектора для домашнего кинотеатра — это слишком большая яркость. Если вы сравните яркость у соответствующих современных проекторов любых вендоров, то увидите, что она не выше 2500 люмен. Если она выше — значит, проектор не «заточен» под кино. Он может быть хорош в играх, великолепно показывать футбол, обалденно показывать крупным планом новости... но кино в нем явно не на первом месте.
В проекторах для игр контрастность и суперкачество изображения не так критичны: игроку надо, чтобы все было нормально видно даже в условиях незатемненной комнаты (яркость) и детально (разрешение). Даже цветопередача в таких проекторах не очень важна.
Кстати, о цветопередаче. Представьте себе офисную презентацию, где светловато-красный цвет на диаграмме в десять раз важнее светловато-красновато-рыжеватого цвета на той же диаграмме. Представили? Вот и я с трудом. А в кино это могут быть два оттенка заката, которые по замыслу режиссера обязаны быть разными, ибо создают атмосферу напряженного ожидания. Поэтому в проекторы для домашнего кинотеатра встраивают то "революционную технологию BrilliantColor, которая делает цвета намного ярче", то "технологию DarkChip3, которая делает черный цвет по-настоящему глубоким", то калибруют проекторы "по стандарту D65"... В общем, всеми силами пытаются выжать из проекторов именно ЦВЕТ. Качественную, насыщенную, сочную, впечатляющую цветовую картинку. Которая (повторюсь) совершенно непринципиальна в офисе и не очень критична в играх.