Искусство как бизнесВкладывать деньги можно во что угодно: бизнес, недвижимость, автомобили и так далее, однако, многие ценности со временем теряют в цене. Дорожают только предметы антиквариата и картины, о последних мы и поговорим. Первое, что вам нужно сделать при наличии денег – найти опытного консультанта, сведущего в вопросах живописи, так как не все предлагаемые на рынке картины могут стать выгодным вложением. Искать консультантов нужно среди экспертов крупных музеев: Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки и так далее.
Ошибки случаются и при сотрудничестве со специалистами: в середине девяностых одна компания приобрела несколько тысяч полотен по бросовой цене. Спустя несколько лет выяснилось, сто только четверть из них чего-то стоит, все остальное – дешевка. Именно поэтому приобретать картины рекомендуется только в галереях или на аукционах с хорошей репутацией и достаточным опытом работы. Часто такие заведения дают собственную пятилетнюю гарантию на произведение искусства: в случае чего можно получить деньги обратно.
А такие «случаи» бывают нередко, большинство из них связано с фальшивками. Даже на таком уважаемом аукционе, как Сотбис, не так давно
произошел скандал: с торгов сняли «Пейзаж с ручьем» Шишкина, потому что автором оказался вовсе не русский живописец. Искусную копию в свое время создал Маринус Куккук, голландский автор. Его полотно тоже чего-то стоит, но далеко не один миллион долларов, которые просили за «Шишкина». Копии от подлинника отличить может только профессиональный эксперт, хорошо знакомый с особенностями письма автора, часто такие специалисты работают «по авторам», то есть исключительно с полотнами одного мастера.
Очень сложно отличить копию, если она была написана учеником великого художника, в точности копировавшим приемы мэтра. Русские мастера даже иногда подписывали удачные копии в знак признания мастерства своего подопечного. Также многие копиисты ставят подпись изначального автора справа на полотне, а свою – слева (если вообще ставят). Удалить вторую подпись несложно, и вот – новый «шедевр» готов. Еще проще подделать пакет прилагаемых заключений о подлинности картины, многие фальшивки снабжены правильно оформленной и грамотной документацией. Уберечься от подделки в таком случае поможет только собственная экспертиза.
Выбираем художникаСамый главный вопрос, который приходится решать начинающим собирателям живописи – автор. Некоторые произведения искусства дорожают быстро, некоторые – медленно, но верно, остальные могут только дешеветь со временем. Достаточно вспомнить Кандинского и Малевича: их стоимость возросла в сотни раз всего за несколько лет. Сейчас за небольшие деньги можно приобрести современные полотна, однако нет никакой гарантии, что они будут в цене лет через десять.
Если Вы только начинаете коллекционировать живопись, есть смысл вкладываться на более-менее известных мастеров, чьи работы будут дорожать. Основным критерием при этом оказывается размещение картины: если она находится в собственности музея, то уж точно обладает определенной ценностью. Еще один прием при оценке потенциальной ценности картины: статистика продаж – большинство аукционов публикует ежегодные отчеты по продажам полотен. Этот способ надежен, но гарантирует прирост стоимости процентов на 15-20.
Для уверенных в себе коллекционеров подойдет вложение денег в малоизвестных авторов. Гарантий никаких, но прибыль в случае удачной раскрутки художника – колоссальная. Еще в девяностых можно было купить Левитана за полторы тысячи «вечнозеленых», сейчас эти картины уходят за 50-70 тысяч. Малоизвестные авторы хороши, если Вы собираете образцы классического искусства, так как они всегда востребованы на рынке. Большинство известных работ уже осело в коллекциях и музеях, поэтому аукционы всегда заинтересованы в новых образчиках традиционной живописи.
Если Вам посчастливиться обнаружить несколько работ неизвестного мастера, то вкладываться стоит в раскрутку. Выставки, активный пиар в прессе, зарубежные поездки и так далее – все это сделает имя художника известным, а Вас богатым. Кстати, найти собрание работ не так трудно: многие художники погибли во время чистки тридцатых, а их наследники вряд ли уделяли коллекции достаточно внимания. При продвижении нового автора рекомендуется провести экспертную оценку картин, выставить для начала несколько набросков, а уже затем переходить к раскрутке полноценных работ. Метод долгий, затратный, но прибыльный.
При коллекционировании стоит учитывать и географию мастера: доказано, что в нашей стране лучше продаются работы русских художников, что, в принципе, характерно и для других стран. То есть, если Вы живете во Франции, собирайте французских мастеров. Кстати, на этом тоже можно заработать: в маленьких галереях и лавках Парижа вполне можно отыскать картины известного русского живописца (скажем, эмигранта) за относительно небольшие деньги.
Сколько денег?Естественно, выбор мастера для вложения средств зависит от количества денег. Если Вы располагаете примерно двумя-тремя тысячами долларов, то стоит присмотреться к творениям классиков соцреализма: среди них попадаются неплохие полотна. И дело даже не в моде на изображения из рабоче-крестьянской жизни, а в том, что многие художники того времени творили в свободное время для себя. Обратите внимание на работы Стожарова, Пластова и братьев Ткачевых. Вполне приличные картины можно приобрести за 500-800 долларов, причем они дорожают довольно быстро.
При наличии суммы в пять тысяч долларов, Вы можете стать обладателем картины советского периода, но с дореволюционным уклоном: работы Яковлева, Мешкова, Богородского. Их картины хороши тем, что высоко ценятся как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме того, эксперты полагают, что эти картины будут расти в цене довольно стремительно.
При сумме в 10-50 тысяч Вам «светит» приобретение работ начала ХХ века или полотен известных советских мастеров: Герасимова, Самохвалова, Дейнеки и других. Приобретать дореволюционные полотна менее выгодно, так как в таком случае Вы можете рассчитывать на работы малоизвестных мастеров, в то время как «светила» советского периода дорожают благодаря своей известности.
И, наконец, если Вы располагаете 50 тысячами долларов, то вполне можете позволить себе не слишком известных русских и европейских мастеров практически любого века. Чем больше у Вас денег, тем более интересные приобретения Вы можете сделать. Учтите, что средний срок витка на арт-рынке – семь лет, то есть имеет смысл вкладывать деньги именно на такой срок. Если Вы сейчас потратитесь на пару полотен, то продавать их лучше в году 2014-2016.
И еще: в нашей стране отменена 30-процентная пошлина на ввоз произведений искусства, хотя вывезти картины старше 50 лет практически невозможно. Это означает, что у нас вполне можно приобрести полотна европейских мастеров за не очень большие деньги. Многие работы XIX века уходят за «символические» 30 тысяч евро, что по сравнению с отечественными классиками того же периода не слишком дорого. Конечно, Моне и Ренуара за такие деньги не купишь, но картины менее известных мастеров – запросто.
________________________________
Special thanks to:nyoka, за
идею статьиТатьяна Лехаткова, за помощь в подготовке материала