\
К созданию парка конвертопланов в России
Большую часть России занимают “ниши”, недоступные для оперативного обслуживания существующими видами воздушного транспорта, которые составляют около 60 % территории РФ, на которой проживает до 15 % общей численности населения страны. Кроме того, число местных взлетно-посадочных полос (ВПП) за последние 20 лет сократилось в 7 раз. В результате территория РФ имеет чрезвычайно низкую плотность покрытия ВПП, а также малое число воздушных судов и пилотов, что показывает приведенная таблица сопоставления с аналогичными параметрами Великобритании и США.
Освоение арктических и тихоокеанских шельфов еще более актуализирует необходимость решения транспортных проблем. Так, технологические платформы, которые будут располагаться на проектируемом Штокмановском газоконденсатном месторождении (ГКМ), удалены от материка на 550-600 км и не смогут быть обслужены современными вертолетами (с учетом случаев невозможности посадки), а строительство ВПП для самолетов на Баренцевом море при глубинах до 350 м чрезвычайно дорого.
В Евросоюзе (ЕС) с 2007 по 2013 г. действует рамочная программа FP7, нацеленная на построение единого европейского научного пространства и на проведение перспективных исследований с целью развития экономики ЕС. В частности, по программе NICETRIP разрабатывается модель нового европейского конвертоплана, продолжающего линию гражданского AW609. Координатором проекта является итальянская компания “Агуста”. Россия, благодаря большому научно-технические заделу и уникальной экспериментальной базе, приглашена участвовать в этих научных программах как ассоциированный член, получая финансирование от Еврокомиссии, а также вкладывая свои деньги. Эти работы сосредоточены в ФГУП “ЦАГИ” и их основой является изготовление особо сложных элементов модели для продувки в аэродинамических трубах (АДТ) ЦАГИ, Франции, Нидерландов.
Ухтинским университетом (УГТУ) с участием ФАЛТ МФТИ и сотрудников ЦАГИ осознана важность и перспективность создания конвертопланов для РФ и выполнена НИР «Определение рациональных параметров нового транспортного средства (конвертоплана) для северных районов и шельфовых месторождений». НИР выполнялась как конкурсная по госконтракту № П-612/2010 в соответствии с ФЦП Рособразования. В основу проекта было положено обеспечение оперативным транспортом Штокмановского ГКМ с продолжительностью и дальностью беспосадочного полета по критерию 2*700 км +АНЗ на 45минут, а также необходимость создания внутренних объемов и веса полезного груза, допускающих перевозку вездеходной техники класса УАЗ (208*208*445 см, масса 2,7 т). Были выбраны производимые и хорошо зарекомендовавшие себя двигатели типа ТВ3-117ВМА-СБМ1 (2 шт.) мощностью по 2500 л.с. с удельной топливной эффективностью 0,205 кг/л.с.час. Проект получил название Сталкер–501-“Улунь” (полярная сова).
Главный конструктор проекта – Рудометкин А.П. Сумма полезной нагрузки и топлива принята равной 4500 кг. Основные искомые параметры проекта при этом получились следующие: длина фюзеляжа 14 м, диаметры роторов 7,7 м, скорость полета в самолётном режиме до 500 км/час, практическая дальность при штатной загрузке 14 чел. и 2 пилотах до 2000 км
. Исследованы различные конструктивно-силовые схемы ЛА, в ходе которых найдены новые технические решений на уровне know how. В частности, получен патент № 2446078 RU «Конвертоплан. Варианты» (ЦАГИ, Семенов В.Н.), в котором предложены новые решения по двухфюзеляжной компоновке ЛА, обеспечивающие естественную гравитационную устойчивость ЛА в режиме висения.