Грамотно лопухнуться
Журнал АВТОПИЛОТ N12/2001
Публикуется с разрешения редакции
Про киевлянина Виталия Зорина можно смело сказать, что он всегда найдет на свою голову приключений. Потому что кто ищет, тот всегда находит. А Зорин их прямо-таки разыскивает. Причем не в свободное, а в рабочее время. И не столько на свою, сколько на чужие головы. Основанный им четыре года назад клуб "Лопухи в поисках адреналина" превратился во вполне успешное коммерческое предприятие, которое предоставляет всем желающим разогнать тоску в соответствии с финансовыми возможностями.
"АВТОПИЛОТ": Давай по порядку. Что такое "лопухи", и как они появились?
ЗОРИН: На пустом месте. Собственно, "обер-лопух" -- это я. Просто однажды прыгнул с парашютом, и мне это понравилось. А поскольку любые приключения особо хороши в компании, я стал обзванивать знакомых, предлагая им программу развлечений на выходные. Потом мне надоело звонить самому, и я сделал так, чтобы звонили мне.
"АВТОПИЛОТ": И что же ты готов предложить?
ЗОРИН: Практически любые забавы на земле, воде и в воздухе. Например, на земле: гонки на квадроциклах, картингах и джипах, командные игры, стрельбу из всех видов оружия, езду на танках и БТР. На воде: катание и гонки на скутерах, рафтинг, дайвинг. Развлечения в воздухе включают среди прочего сеансы имитации динамической и статической невесомости, а также полеты на истребителях МИГ-25 и МИГ-29, СУ-27, L-39. А зорбингом, то есть спуском с горы в специальной сфере, кроме нас практически никто не занимается. Наша работа делится как бы на две части: текучку и творчество. Скажем, летом очень много звонков по объявлениям о прыжках с парашютом, зимой -- с заказами на снегоходы. Это звонки от "одноразовых" экстремалов. Они "оторвутся" по случаю, и им этого достаточно. Но есть и постоянная клиентура, требующая чего-то нового. Без фантазии такую клиентуру долго не удержишь.
"АВТОПИЛОТ": А что это за люди?
ЗОРИН: Преимущественно обеспеченные граждане, занятые сидячей работой. И чем больше человек сидит на работе, тем активнее он "отрывается" вне ее. У нас есть и депутаты Украинской Рады, и бизнесмены, и студенты... Каждому стараемся найти приемлемый в финансовом плане экстрим. Понтов становится все меньше.
"АВТОПИЛОТ": А фантазии больше?
ЗОРИН: Один из клиентов всю жизнь мечтал спуститься на веревке с киевского монумента Родина-Мать, высота которого равна примерно 100 м. Чтобы организовать спуск, пришлось пробить разрешение через соответствующую службу, которая следит за состоянием памятника. Я договорился, что наш клуб с помощью профессионалов произведет экспертизу варочных швов на предмет коррозии и сделает их фотосъемку.
"АВТОПИЛОТ": А есть что-нибудь поэкстравагантнее?
ЗОРИН: В последнее время большим спросом пользуются розыгрыши. "Стандартный" вариант: имениннику друзья обещают сюрприз, завязывают глаза, затыкают уши, сковывают руки, чтобы не убежал, привозят на аэродром и сбрасывают с самолета. С парашютом. Когда человек не ожидает ничего подобного, он получает гораздо больше впечатлений. А вот пример поздравления (кстати, услуга стоит всего 100 долларов) с днем рождения без адреналиновой инъекции: в окно многоэтажного дома, где живет именинник, стучит человек с распущенным парашютом и шлемом на голове. Впрочем, казусы случаются и в самых обыденных делах. Однажды такое поздравление заказала жена канадского дипломата, живущего в Царском селе -- весьма престижном районе украинской столицы. Для того чтобы спуститься к окну его квартиры, необходимо миновать несколько этажей, где дежурит вооруженная охрана, стреляющая по незваным гостям без предупреждения. Пришлось пускать парашютиста через подъезд.
Однако сейчас среди клиентов все более популярным становится нечто сродни тому, что устроили Майклу Дугласу в фильме "Игра". Кстати, идея пришла нашим креативным партнерам из "Х-Клуба" гораздо раньше, чем появился голливудский фильм.
"АВТОПИЛОТ": Как выглядит украинская версия "Игры"?
ЗОРИН: Закрученность сюжета, понятно, определяется финансовыми возможностями заказчика. Даже из мелочей может получиться неплохая акция. Скажем, "жертва" заказа в ресторане спрашивает кофе. Официант приносит кофе и уточняет: "Вам с сахаром или без?" Ответ, предположим, "с сахаром". Официант отхлебывает из чашки и утвердительно кивает: кофе с сахаром. Разгневанный клиент вызывает метрдотеля, а метрдотель делает то же самое и потом удивляется, из-за чего, дескать, разгорелся сыр-бор. Или в супермаркете кассирша, пробивая товары, вдруг откусывает у "жертвы" булку или колбасу. Такие странности случаются на протяжении нескольких дней. Все они записываются на видео, а затем кассету преподносят в качестве подарка. Я еще никогда не видел отрицательных эмоций со стороны "подопытных кроликов". И даже на близких, заказавших эти розыгрыши, обижаются редко. Помню, один из заказчиков решил показать жене, только что сдавшей экзамены на водительские права, каким сложным и непредсказуемым бывает мир автомобилиста. Представь, что ей пришлось пережить. В одно прекрасное утро она подходит к своему автомобилю Ford Ka, а на заднем сиденье лежит бомж, который просыпается от звука сработавшей на отключение сигнализации, вылезает, извиняется и уходит. На другое утро дама обнаруживает свой автомобиль, подпертый с обеих сторон "запорожцами", оба водителя которых пьяны вдрызг и не могут найти ключи. Выскочившие на шум добровольные помощники (тоже наши люди) вносят еще большую сумятицу. Тогда отчаявшаяся барышня вызывает такси, но во время поездки водитель вдруг останавливается на оживленном перекрестке и под предлогом необходимости срочно справить нужду уходит. Такси стоит посреди улицы минуту, пять, десять... Вокруг несчастной "жертвы" гул моторов, сигналов и мата. Она пытается открыть свою дверь, но внутри сломана ручка. В конце концов ее вынуждают перелезть на водительское кресло и отогнать машину в сторону, а напоследок выслушать нравоучительную лекцию от подставного сотрудника ДАI...
"АВТОПИЛОТ": А у вас была "большая игра"?
ЗОРИН: Самый большой розыгрыш заказала супруга одного очень известного в Киеве человека. Не могу назвать его имени. Даже копий отснятых кассет у нас не осталось. Все забрали, чтобы избежать огласки. В данном случае мы сыграли на увлечении "жертвы" сериалом "X-Files". В день рождения жена послала его по магазинам с длинным списком необходимых покупок. Он отсутствовал буквально пару часов. По возвращению в лифте на несколько мгновений погас свет -- этакая "киношная" метафора переключения сознания. Камера, мотор, свет зажигается, клиент звонит в дверь, а ему открывает чужая тетка в переднике. Клиент заглядывает в квартиру, а в ней совершенно другая мебель, перед телевизором сидит какой-то мужик в трениках и смотрит телевизор. Начинается скандал. "Хозяева квартиры" показывают паспорта с пропиской и вызывают "участкового", который заставляет всех написать заявления. Когда участковый начинает читать заявление клиента, то "с удивлением" обнаруживает, что тот датировал его 2000 годом, хотя на дворе уже идет 2005 год. В подтверждение чего показывает на столик, где разложены журналы и газеты с соответствующей датой, и на телевизор, по которому идет выпуск CNN от 2005 года. Клиент начинает звонить по мобильному своим друзьям, а они принимаются выговаривать ему за то, что он черт-те где пропадал несколько лет. Когда клиент уже близок к помешательству, в квартиру врывается орава друзей с поздравлениями. Это был самый трудоемкий заказ.
"АВТОПИЛОТ": А сколько это стоило?
ЗОРИН: Секрет "с несколькими нулями". Сложно было найти помещение неподалеку, чтобы быстро спрятать мебель. Но мы наняли целую бригаду грузчиков, которым заранее расписали каждый шаг. Не успели лишь переклеить обои.
"АВТОПИЛОТ": Для таких проектов нужен большой штат?
ЗОРИН: Главное -- идея. Под нее набираются исполнители.
"АВТОПИЛОТ": Но когда ты нанимаешь людей, необходимо, чтобы они четко отыграли свою роль?
ЗОРИН: Если задача поставлена грамотно, то и сбоя не будет. Люди с удовольствием включаются в игру.
"АВТОПИЛОТ": А как решаются разного рода юридические проблемы, которые возникают при "игре"?
ЗОРИН: Конечно, многое делается на грани риска. Я беру с клиента бумагу о том, что он несет ответственность за происходящее. Пусть эта бумага и не имеет особой силы, но так спокойнее. Ну и если честно, то Киев -- не Москва. Здесь многое проще решить и со многими проще договориться.
"АВТОПИЛОТ": Как часто заказывают розыгрыши?
ЗОРИН: Большие игры заказывают пару раз в месяц. Приходится постоянно соблюдать грань между популярностью и эффективностью. Нельзя повторяться.
"АВТОПИЛОТ": Ты развлекаешь людей только на родине?
ЗОРИН: "Игру" пока заказывают только на Украине. А экстремальные экспедиции клуб организовывает и за рубежом. Скажем, в декабре мы планируем переход на яхте по всем Мальдивским островам. Каждый день в среднем по 70--80 км и по 3 погружения с аквалангом. В феврале у нас будет "Взрослое путешествие" по маршруту Сингапур--Австралия--Новая Зеландия--Япония. Во время него мы осуществим восхождение и спуск по небоскребу (на здании установлен противовес, благодаря которому можно ходить по стене аки по полу в обоих направлениях), трехдневный дайв-круиз по большому барьерному рифу, переход на джипах по "мокрым джунглям", восхождение на самую высокую точку Австралии пик Костюшко, прыжок на "тарзанке" в ущелье и с воздушных шаров либо вниз, либо с одного на другой маятником, полет в "аэроракете"... это такой аттракцион. Выглядит примерно так: между двумя холмами натянут трос, к которому привязан снаряд с педалью газа внутри и пропеллером снаружи. Ты летишь и при этом делаешь различные фигуры пилотажа.
"АВТОПИЛОТ": А как ты обеспечиваешь экстрим за границей?
ЗОРИН: Любой человек, посидев пару часов в Интернете, может составить собственную программу. Я сейчас готовлю к изданию специальный путеводитель по экстриму в разных странах мира. С обычными путеводителями ведь как? 90% посвящено ресторанам, 10% -- достопримечательностям. А про экстрим ничего. Вот в большинстве поездок клиенту и приходится не развлекаться, а бороться с искушениями: водкой, едой и женщинами.
"АВТОПИЛОТ": "Лопухи" известны не только своими турами, но еще и абсурдными автомобильными акциями. "Автопилот" писал (см. NN 6-7 за июнь-июль 2001 г.) о том, как вы затащили по лебедке на девятиэтажный дом Willis 1943 года, а еще проверили Nissan Patrol 1993 года на умение ездить под водой.
ЗОРИН: Да, ему удалось пройти по дну Днепра 60 м. Кстати, мы хотя и проводили замеры, но не учли, что уровень воды понизится, когда откроют шлюзы. В результате машине пришлось забираться в реку дальше от берега, а там был довольно приличный уклон. Чтобы Nissan не перевернулся, несколько человек, как бурлаки, удерживали его на тросах с берега.
"АВТОПИЛОТ": Это были не последние акции?
ЗОРИН: В день 30-летнего юбилея "Москвича-412" "лопухи" участвовали в сбрасывании его с 412-метровой высоты."Москвич" тестировался на "аэродинамику". Планируем провести тест-драйв нескольких отечественных авто -- "Жигули", "Волга" и "Запорожец" -- на прыгучесть: заложим под них взрывчатку и проверим, какой выше взлетит...
"АВТОПИЛОТ": А зачем вам это?
ЗОРИН: Когда я познакомился с американцем Денисом Тито и спросил, зачем он летит в космос, Тито ответил: I don't know. Вот и я не знаю.
ТЕКСТ ХАСАН ГАНИЕВ