Статья в журнал «Уральский строитель»
Всем известно – Урал богат камнем: драгоценными самоцветами, цветными
поделочными, а также рудными и нерудными полезными ископаемыми. Во многих
домах уральцев обязательно на видном месте красуются изделия из камня или
коллекционные образцы минералов.
Лет 10 назад пришлось мне побывать на одной из выставок "Минерал-шоу",
которые с регулярным постоянством проводятся в городе Екатеринбурге. Среди
неимоверного количества ювелирных изделий, женских украшений,
камнерезных поделок, коллекционных образцов минералов особенно приглянулись
мне "каменные картины-миниатюры", выполненные в технике наклеивания цветной
каменной крошки на мраморные плитки или косые срезы дерева. Встречались и
камнерезные изделия: вазы, шкатулки, письменные приборы, которые также были
украшены миниатюрами из разноцветной каменной крошки. По простому такие
картинки называли "насыпушками". Некоторые были настоящими произведениями
искусства, чувствовалась рука мастера – художника. Картины были разного
размера: от почтовой открытки, до третьего, а иногда и второго чертежного
формата. Большинство сюжетов посвящались уголкам уральской природы, но
встречались и городские пейзажи, животные, и даже портреты.
Какие только минералы не использовались для каменной живописи: лазурит,
малахит, яшма, серпентинит, амазонит, бирюза, пирит, брусит, волконскоит,
галенит, горный хрусталь, янтарь, кварц, мрамор, доломит, киноварь,
крокоит, аурипигмент, лимонит, магнезит, магнетит, родонит, сидерит,
уваровит, флюорит, слюды – мусковит, биотит, флогопит.... Перечислять можно
до бесконечности. Стоили такие изделия конечно недешево. Оно и понятно –
сколько труда надо положить, чтобы создать такой шедевр. Найти самоцветное сырье, раздробить до крупности мельче 3 мм (обычно это делалось в простой хозяйственной ступке), рассеять на ситах на узкие фракции крупности, промыть материал от пыли, высушить. Наконец, каменная палитра красок готова и разложена в десятки стеклянных баночек.
Далее начинается творческий процесс художника. Девушек, "рисующих" камнем называли прозаическим словом "насыпщица" по основной операции ремесла – насыпании каменной крошки и мелкого песка на клеевой слой будущей картины...
Вот и подумалось мне – "А нельзя ли искусственно окрасить каменную крошку
недефицитных минералов, например, кварца или мрамора, да так, чтобы не
смывалась и не линяла краска, а камень выглядел, как натуральный".
Долго продолжались опыты по подбору красителей, отработке рецептуры и
самого технологического процесса. Наконец, первые сотни граммов получены.
Они полностью отвечали поставленным условиям. И даже 10 часовое кипячение
окрашенных образцов не изменяло ни цвета камня, ни прозрачности воды.
И вот я на очередной выставке "Минерал-шоу" со своими "крошечными"
образцами – двумя десятками крошек разных цветов и фракций крупности. Мои
экспонаты вызвали несомненный интерес, как посетителей, так и участников выставки, и в большинстве случаев положительную реакцию и желание испытать новые материалы в своих насыпных картинах. Не скрою, были и скептики, уп0pн() не желавшие принимать новинку и заявлявшие, что картины из искусственно окрашенной каменной крошки – это подделка, и, что такие произведения искусства не будут пользоваться спросом.
Спрос на цветную каменную крошку, названную "Гранцвет", рос быстро, он и сейчас растет. Так, как выявились новые крупнотоннажные области применения. Это,
прежде всего, строительство. Серые железобетонные панели и дома из красного кирпича уже перестали удовлетворять россиян. Хочется буйства света и цвета.
Кто-то скажет - " А краски? Бери и крась дома в любой цвет, было бы желание". Дело в том, что не создано пока красок и достаточно простых технологий окраски,
способных выдержать хотя бы 10 лет наши российские условия: от
–30 до +30 оС, дождь и снег, замораживание и оттаивание насыщенного водой
красочного слоя. А уж если краска после таких климатических перепадов начала
отваливаться пластами, то дело косметическим ремонтом не обойдется. В лучшем случае, стена станет пятнистой. Так что приходится сдирать все,
замазывать, шпаклевать и красить снова. А это ж какие затраты! На мой
взгляд, долговечная (более10 лет службы) фасадная краска на органическом
связующем в принципе не может быть создана. Так, как коэффициенты
термического расширения основы и красочного слоя существенно
различны. Более перспективны в этом отношении силикатные краски. Но они
пока не нашли широкого применения.
А между тем, давно известен способ отделки наружных стен зданий с помощью
цветной каменной крошки из натурального камня, стекла и керамзита.
Панельные дома в нашем городе лет сорок назад для декора начали отделывать
белыми мрамором и кварцем. И до сих пор эта отделка прекрасно стоит.
Правда, назвать такую отделку декоративной и цветной можно с большой
натяжкой. Так как щебень был довольно крупный (фракция 20-40 мм) а потому
ложился на ж/б панель с большими промежутками и из-под белого камня так и
"сочилась серость" бетона. Позднее были попытки использовать для отделки и
более мелкие фракции: 3-6 и 5-10 мм из змеевика, стекла и керамзита.
Эффект был на лицо – до сих пор "покрашенные" таким образом панели стоят
цветными.
Здесь следует сделать отступление от основной темы и немного рассказать о
технологии отделочных работ.
Известно, что ж/б панели для наружных стен зданий отделываются цветной
каменной крошкой в заводских условиях непосредственно на линиях формования
плит методом "лицом в верх". То есть, цветная крошка насыпается на
горизонтальную поверхность плиты сверху, сразу после ее виброуплотнения в
форме и несколько притапливается в еще пластичном растворе.
Совершенно по-другому процесс отделки стен каменной крошкой происходит в
построечных условиях, где стены расположены вертикально.
Здесь на выровненную поверхность стены или даже потолка сначала с
помощью окрасочного валика наносится клеевой слой мастики, а затем с
помощью крошкометов или пневмораспылителей наносится декоративный
слой из каменной крошки. Достоинствами этого метода отделки по сравнению с
традиционным оштукатуриванием являются высокая производительность и
минимальный расход каменной крошки. Шершавая, как наждачная бумага,
поверхность стены, конечно мало приемлема для жилых помещений, но зато
значительно выигрывает по вандалоустойчивости для наружных стен и стен в
общественных помещениях.
Метод напыления каменной крошки пригоден только для относительно мелких
каменных крошек, крупностью до 2 – 2,5 мм. Более крупная каменная крошка
(2-4 или 3-6 мм)при напылении ложится редко, с пробелами, так как частицы мешают друг другу вклеиваться в мастичный слой. Для этого был разработан метод и устройство для "накатки" крошки в мастичный слой – "накаточный валик."…..
Но вернемся снова к цветной каменной крошке. В природе не так уж много относительно недорогого ярко-окрашенного строительного камня. Мало и предприятий готовых производить цветную фракционированную крошку для строительных целей.
Проблему нехватки цветной каменной крошки могло бы решить крупнотоннажное
производство искусственно окрашенного фракционированного каменного материала. Благо в России камня всегда хватало. Особенно много отсевов (так называют продукт крупностью от 10(5) до 0 мм, образующийся при дроблении на щебень различных горных пород). Вот этот материал и может стать основой для окраски.
…....
Пора было переходить от лабораторных установки и технологии к промышленным. Тем более, что открывались новые области применения цветной крошки: декоративные зернистые штукатурки, известные строителям по турецкому
названию "Байрамикс", цветной кварцевый песок, как декоративный наполнитель
для полимерных полов, наполнитель для литьевого мрамора (полимер-бетон),
цветные посыпки для рулонных кровельных материалов и гибкой черепицы
(импортные аналоги "Катепал", "Тегола", "Шинглас" и др.), фасадные плиты на
основе асбоцементных и фиброцементных листов и так далее.
После коренной переделки и усовершенствования технологический процесс
был приспособлен для промышленного производства и создана компактная
установка, оказавшаяся на удивление простой и надежной. В настоящее время
наше предприятие выпускает до 40 тонн в месяц цветной искусственно
окрашенной каменной крошки разных фракций крупности, которые находят
применение в различных сферах строительства. Основой для окраски служат
фракционированные горные породы: кварц дробленый и природно-окатанный,
мрамор, гранит, серпентинит, слюды и некоторые другие. И хотя везут от нас
разноцветные каменные материалы в разные регионы России, но организация
производства на местах позволит значительно расширить и территорию и
области использования новых материалов.