На самом деле тема изучения спроса на продукцию/услугу очень важная.
Часто видел случаи, когда люди бросаются в какое-то направление смутно представляя себе, что это вообще такое и кому ЭТО продавать. Потому прежде чем чем-то заняться, надо достаточно хорошо изучить рынок и каналы сбыта.
Примеры из жизни.
1. Человек начинает заниматься изготовлением корпусной мебели на заказ. Вкладывает немало денег в производство, в персонал, в рекламу, а эффект гораздо ниже, чем планировал. А почему? да потому, что рынок переполнен, конкуренция огромная, а каналы и методы сбыта не проработаны. Человек закрывается и приходит ко мне. Прорабатываем каналы сбыта, пересматриваем способы рекламирования продукции, предлагаем продукцию своим клиентам... В общем, выстраиваем чёткие каналы сбыта и по каждому каналу плотненько работаем (в сего получилось 2 основных канала). Уже через месяц берём крупные заказы.
2. Когда-то давно начинал заниматься новыми гидроизоляционными материалами, подписал договор эксклюзивной поставки в свой регион, набрал каталогов, образцов, подключили 5 опытнейших менеджеров, подключили административный ресурс... В общем полный боекомплект!
И пошли мы работать с директорами всех строящих организаций. Все были в восторге от материалов (про одного директора вообще целая история была - ходил сотрудникам образец показывал, так он ему понравился!), но вот когда вопрос доходил до обсчёта сметы, так заказчики хватались за голову и покупали гудрон, рубероид или технониколь....
Вот такой пример того, как можно иметь все ресурсы, но не проработать рынок конкретно у себя именно в своём регионе. То, что например в европе идёт на ура у нас не приживается как ты не старайся...
Но наш пример, я считаю достаточно удачным, т.к. получилось, что мы изучили рынок в ходе работы и не стали торопиться с закупом большого объёма самой продукции, ограничились каталогами и образцами.
3. Вообще есть один метод изучения спроса, он не прямой и не совсем универсальный, но действенный и позволяет снять много информации. Метод заключается в том, что вы берёте информационный справочник своего города, выписываете ВСЕ фирмы, которые занимаются подобной деятельностью и всех их обзваниваете, расспрашиваете (в роли клиента). Получается снять очень много полезной в работе информации.
__________
Вообще, в самом начале зарождения идеи, надо её просчитать финансово:
1) Описать и посчитать
ВСЕ ежемесячные затраты (включая возможные риски) на изготовление данной продукции/оказание данной услуги.
Здесь советую обязательно учитывать свою зарплату (не прибыль, а именно зарплату как наёмного работника), чтобы если прибыль будет нулевая, вам было на что жить.
2) Посчитать, какой объём продукции необходимо сбывать в месяц для того, чтобы обеспечить окупаемость.
3) Посчитать, какой объём необходимо сбывать, чтобы получать прибыль.
Объёмы надо сопоставить с реальностями жизни, представить какой это объём продукции, реально ли его вообще продать? Кто это всё купит?
4) Составить план расходов и план доходов, чтобы спланировать финансирование проекта помесячно (хотя я обычно планирую понедельно).
5) Определить срок окупаемости вложенных средств.
6) Еще рекомендую прописывать для себя отдельно все возможные риски, способы их минимизации и их последствия на вашем бизнесе.
Половину этой информации вообще невозможно получить или посчитать, если не провести маркетинговое исследование, не пообщаться с конкурентами и с потенциальными клиентами.