Все о краже в магазинах
Сегодня, проблема кражи товара является одинаково важной для магазинов любых форматах во всех странах мира. Ежегодные убытки от кражи могут доходить до 15% от общей прибыли. В качестве воров могут выступать совершенно непохожие личности – начиная от студентов и заканчивая примерной бабушкой в весьма преклонном возрасте. По данным исследователей, каждый 11 человек в мире, хотя бы раз в жизни вынес из магазина неоплаченный товар. Как распознать мошенника? Каковы распространенные схемы воровства? Как вычислить злоумышленника? Как наказать вора? Попробуем ответить на все эти вопросы.
Типология воров
Согласно классической типологии магазинных воров, выделяется три основных категории, это:
Клептоманы
Экстремалы
Профессионалы
К первой категории относятся наиболее безобидные мошенники, которые страдают заболеванием клептомании. Такие люди зачастую поддаются внезапному порыву взять понравившуюся вещь, причем зачастую это мелкая безделушка, которая и стоит недорого и вряд ли пригодится «злоумышленнику». Самое интересное, что клептоманы чаще всего не стараются спрятать украденную вещь и долго не препираются с охраной в случае обнаружения. Однако, такие люди склонны к повторению своего подвига, поэтому их необходимо знать в лицо и внимательно наблюдать.
Категория экстремалов является наиболее распространенной и опасной. Такие люди чаще всего воруют вещи из спортивного интереса, для получения дополнительного адреналина и эмоций. К числу «экстремальных» воров может относиться кто угодно – студент, добропорядочная домохозяйка, успешный бизнесмен и даже милая старушка. Чаще всего экстремалы оплачивают часть купленных вещей, а украденный товар незаметно проносят через кассу.
К третьему типу воров относятся профессионалы, то есть люди, сознательно идущие на преступление, тщательно его спланировав. Такие люди зачастую не тратят себя на мелочах и берут дорогостоящий товар. Они зачастую хорошо осведомлены о возможных способах избежания разоблачения и действуют быстро по заранее спланированной схеме. Такие воры не торопятся с выбором, они обычно заранее приходят в магазин, изучают товар, имеющиеся недостатки в охране, а самые смелые еще и могут подружиться с персоналом и расположить к себе охранников. Однако профессиональные воры встречаются не так часто и промышляют они больше не по продуктовым магазинам, а парфюмерным, вещевым и ювелирным, то есть там, где выложен товар, который можно в дальнейшем продать.
Избитые схемы
Схемы воровства товаров из магазина весьма стандартны и зачастую известны как охранникам, так и самим продавцам. Их не так много на самом деле, наиболее распространенные – следующие:
- Мелкий товар вкладывается в упаковку с более крупным, который в свою очередь на кассе оплачивается, а мелкий так и выносится из магазина без оплаты. Чаще всего при этом, на мелком товаре штрихкод сдирается, гнется или просто царапается, после чего он перестает реагировать на сканеры. Сложность данной схемы заключается в том, что если охранник или обслуживающий персонал лично не видел, как мошенник проделывал сложную махинацию с упаковками, или это не зафиксировано скрытой камерой, то обнаружить и доказать факт мошенничества практически невозможно.
- Для магазинов одежды очень распространен случай: в примерочной злоумышленники одеваются в украденное и спокойно уходят домой. Чаще всего под действие данной схемы попадает нижнее белье, носки, ремни и другие аксессуары. Доказать факт кражи опять таки практически невозможно, ее можно лишь предотвратить, допустим, проверяя количество товара на входе и на выходе из примерочной.
- Наверное, самым распространенным способом кражи является так называемая «студенческая кража», когда товар просто не выносится из магазина, а съедается и выпивается прямо в торговом зале. В крупных гипермаркетах, такой вид кражи является наиболее убыточным, поскольку сложно доказать факт кражи, пока охранники засекут через систему видеонаблюдения злоумышленника, и пока до него доберутся он успевает доесть украденное и просто выкинуть упаковку. Если же охранникам и удается поймать преступника, то тот всегда может рассказать, что он безумно хотел пить или умирал с голода, и при выходе обязательно расплатится за товар. С такой схемой чаще всего сталкиваются продуктовые магазины, причем крупного формата.
- Очень часто злоумышленники просто прячут украденный товар в карманы, сумки или просто в рукава. Причем, если украденный товар обнаруживается в рукаве, вор говорит, что он просто забыл о нем и поэтому не оплатил.
- Все чаще в последнее время встречаются кражи с использованием детей. Тут бывает несколько схем, например, ребенок «самостоятельно» берет в руки товар и пока мама стоит в очереди на кассе, просто спокойно проходит и выносит товар. Иногда бывает, что ребенок и не подозревает о том, что он совершил кражу. В таких случаях мамаша берет товар, после этого, якобы поправляет одежду ребенка и засовывает его в карман. Чаще всего родители идут на этот шаг, поскольку знают, что детей при выходе проверять не будут. Наиболее обнаглевшие родители заранее говорят ребенку о том, что он должен взять и сказать при разоблачении персоналу. После этого, ребенок самостоятельно гуляет по торговому залу, складывая указанные вещи в карман или рюкзак, а «добропорядочная» мамаша в это время делает покупки.
- На самом деле схем преступлений очень много, и самое неприятное в этой ситуации то, что в качестве преступников все чаще встречаются молодые девушки, пожилые люди и даже дети.
Новые решения против краж
Сегодня для борьбы с несанкционированным выносом товара из магазина используются различные виды техники – это системы видеонаблюдения, радиочастотные противокражные устройства, турникеты с детекторами и многое другое. Однако, чем более совершенны противокражные технологии, тем более изощренны схемы кражи товара. Поэтому владельцы магазинов вынуждены прибегать к маленьким хитростям.
Для магазинов парфюмерии и компакт-дисков, то есть тех категорий товара, которые чаще всего становятся объектом кражи, эффективно магнитные чипы прикреплять не на внешней стороне упаковки, а изнутри, после чего товар вновь упаковывается в целлофан. Такое решение весьма эффективно, поскольку злоумышленники не могут снять или повредить этикетку, а некоторые и вовсе не догадаются о ее присутствии.
Часто в магазинах используется еще одна хитрость, которая, впрочем, касается в большей степени охранников. Дело в том, что согласно российскому законодательству, охрана не имеет право задерживать посетителей магазина, если на этого не было веских причин – звука сканера или записи видеокамеры. Этим часто пользовались злоумышленники, и даже если у охранника возникало подозрение, он не имел право проверить покупателя. Однако сегодня охранники носят с собой товар с неразмагниченным стикером, и в случае подозрения, сами незаметно проводит по сканеру и после сигнала имеют право остановить покупателя.
На самом деле лучший способ борьбы с кражами товара из магазина – это бдительные и внимательные продавцы. Для этого весь обслуживающий персонал необходимо обучить приемам поведения с потенциальными преступниками, разъяснить им, какие схемы наиболее распространены, и самое главное, материально заинтересовать в предотвращении воровства. Часто бывает так, что мошенник находится в сговоре с кассиром, который не пробивает часть товара и просто не берет с него деньги. Для того, чтобы продавцы ответственнее относились к вопросу краж, необходимо ввести бонусно-взыскательную программу, например при небольших потерях от краж (менее 5%) – бонусное награждение, а при больших (более 5%) – наоборот, взыскание.
Преступление и наказание
Одной из причин большого количества краж в магазинах является слабое наказание. Дело в том, что зачастую неудавшееся воровство заканчивается тем, что злоумышленник вынужден просто оплатить украденный товар и все. Система морального наказания, то есть прилюдного разоблачения действует очень редко, чаще мошенники легко переносят косые взгляды покупателей, и осознания проступка не наступает. Использовать систему морального наказания можно лишь в случае с ворами экстремалами, то есть теми, кто впервые совершил кражу, и украденная вещь не представляет собой большой ценности. Те, кто воруют из интереса, редко берут ценные вещи, поскольку понимают, что веселая шутка может привести к невеселым последствиям. Воры профессионалы, или полупрофессионалы, обычно заранее готовы к прилюдному разоблачению, и если за ним не следует милиции, то радуются, что легко отделались.
На самом деле, если действовать по всем правилам, то при обнаружении случая воровства со стороны покупателей, охрана обязана вызвать правоохранительные органы, чтобы в присутствии милиции и двух понятых осмотреть подозреваемого. Если неоплаченный товар обнаруживается, представители правоохранительных органов вынуждены заводить уголовное дело, и решением суда выносится приговор – это может быть штраф либо лишение свободы на срок до трех лет. Однако работники магазинов предпочитают не связываться с правоохранительными органами и решать проблемы кражи самостоятельно. Чаще всего, если сумма украденного товара составляет менее 500 рублей, то с нарушителя просто взыскивают оплату товара. Этим и пользуются мошенники.