4 этапа и 22 типовые ошибки владельца любого бизнеса
Любой бизнес всегда проходит 4 основных этапа.
Становление
Рост
Стабильность
Падение
Такая последовательность получила название s-кривой. Я разделил самые характерные ошибки на каждом этапе
Становление. Начинается от того момента как появилась идея, до того как бизнес вышел на самоокупаемость.
Ошибки
1)затягивание начала бизнеса. Владельцем проводятся бесконечные консультации, исследования и т.д., его гложут сомнения. Бизнес так и не начинается и в конце концов идею либо реализует кто то другой, либо она вообще забывается.
2)Отступление при первых трудностях. Отказали в аренде, поставщик задержал поставку, нет покупателей. Сначала продавцы начинают медленно стонать, что нынче непогода, на заводах зарплату не дали и т.д., потом владелец начинает в это верить и ему начинают мерещатся страшные события, типа полного закрытия бизнеса и его на паперти с протянутой рукой.
3)Большое количество совладельцев, отсутствие главного владельца, неясность с распределением обязанностей и процедурой выхода из бизнеса. Часто пытаясь уменьшить риск нового предприятия, владелец старается пригласить в него как можно больше людей, в надежде на то что они ему помогут, читай сделают за него работу которую он не знает как делать или не хочет делать.
4)Отсутствие плана что будете делать дальше, когда предприятие заработает. Самое главное отсутствие плана привлечения клиентов.
5)Выбор бизнеса без «фишки» т.е. ответа на вопрос почему у Вас будут покупать, не только сейчас но и потом, почему клиенты не перекинуться к конкурентам. Особенно это относится к «модным» видам бизнеса, которыми начинают заниматься все в городе. Такие виды живут только на этапе бурного роста, потом выживают тока самые сильные.
Рост
1) Владельцы все делают сами, поэтому при росте бизнеса их головная боль только начинает расти, соотвественно это сказывается на результатах. Рано или поздно происходит нервный срыв ( запой, просто депрессия). Явные признаки : телефон звонит постоянно, владелец решает вопросы от цвета туалетной бумаги до найма уборщицы.
2) Отстутствие бренда, либо просто названия. Пишут например магазин «Продукты» и все
3) Отсутствие стратегии и прогноза. В этот момент кажется что так будет вечно, что клиенты будут стоять в очередь еще долго.
4) слабый или недостаточный контроль. В угоду быстрому росту, владелец забывает о затратах, денег и так хватает. Финансовый учет ведется примерно, в уме. Анализ необходимости затрат никто не ведет.
5) владелец начинает заниматься всем подряд, на волне успеха основного бизнеса, рассчитывая инвестировать в новые проекты прибыль от существующего, а что еще хуже занимать деньги на основной бизнес и на эти деньги развивать другой. Ничего плохого в создании дополнительных бизнесов нет, но делать это надо тщательно, помня что 90 % новых бизнесов разоряются, считать ситуацию когда в том новом бизнесе не попрет, откуда будут гасить долги.
6)Владелец начинает жить другой жизнью – более обеспеченного человека, покупает ( обычно в кредит) дорогие машины, квартиры. А часто просто сидит по кабакам и ездит по заграницам.
7)Не копятся резервы на черный день, все в текущее потребление. Суммы на «пропой» редко считаются и анализируются.
8)Бизнес не описан, держится на людях которые работают давно, которым не надо все объяснять, владелец лиш примерно представляет что сотрудник делает, нет четких критериев оценки работы многих сотрудников, смотрится толко объем продаж и валовая прибыль.
Стабильность
Это когда продажи не растут, либо растут или падают незначительно.
1) владелец по прежнему думает что так будет надолго, поэтому редко составляет план что будет делать дальше. Т.е. не уделяет внимания развитию, а конкретно чем будет заниматься фирма, когда начнется спад, за счет какого товара или услуги будет обеспечен дальнейший рост.
2) раз все хорошо, можно отойти от дел. Руководство полностью передается наемному менеджеру, при непрописаных бизнес-процессах и отсутвиии системы контроля. Система контроля в этот момент ограничивается только одним вопросом владельца «У нас все хорошо?».
3) редко посещаются торговые точки как свои так и конкурентов, представление о текущей ситуации составляется на основе слов менеджеров, которые ввиду отсутствия четких критериев и терминов, зачастую говорят с владельцем на разных языках.
4) все будующие доходы, которые по мнению владельца будет не только падать, но и расти уже расписаны на машины, квартиры, заграницы
Спад
Происходит всегда. С каждым годом эта фаза наступает все быстрее
1) игнорирование факта спада, списывание его причин на сезонность, низкий курс доллара, или наоброт высокий евро, ожидание всплеска продаж ( типа Новый год скоро, потерпим)
2) попытка решить все проблемы одним ударом :снижением цен, приглашением консультантов, наймом очень умных людей.
3) не снижение расходов, либо снижение расходов за счет уменьшения фонда оплаты труда до уровня намного ниже рыночного. Сваливание проблем на сотрудников, наемного руководителя. Все это приводит к тому что толковые люди начинают потихоньку сваливать, либо приворовывать, что бы компенсировать разницу.
4) владелец по прежнему живет на широкую ногу, свои расходы он не уменьшает.
Часто для решения проблем берутся еще кредиты, что усугубляет положение.
5) владелец перестает уделять внимание этому бизнесу, редко появляется, избегает решать острые проблемы, не видит никаких перспектив.