По основному образованию я связан с оборонной тематикой. И во время учебы в добровольно-принудиьельном порядке пришлось разрабатывать проект спасения людей из высотных зданий как раз в подобных ситуациях. Сначала со скрипом, а когда вошел во вкус, так просто на ура. Разумеется, в исходных данных были учтены все те нюансы, о которых сказано было выше-высокая температура,огонь на нижних этажах, дым, нехватка времени и паника. Была добавлена невозможность применения спасательных лестниц. Результат следующий-наиболее перспективно применение индивидуального средства спасения, представляющего собой парашют. Ну разумеется, не традиционный)) Парашют в своем изначальном смысле ("para"-против(греч.)+"сhute"-падение(фр.)). Речь идет о применении реактивного импульсного двигателя.Такие устройства не в новинку, они отработаны и давно применяются-может даже кто-то и видел кинохронику, где показано десантирование бронетехники на многокупольных системах-вот там перед отцепкой парашютной системы срабатывает твердотопливный двигатель.
В разработанном проекте двигателей пришлось делать два-первый (выбрасывающий) необходим для того, чтобы отвести спасаемого от здания и вывести на определенную высоту. Второй (маршевый) срабатывает на определенном (5-9 м в зависимости от массы тела) расстоянии от земной поверхности. Контейнер с двигателями, естественно, конструктивно отделен от спасаемого-на нем должна быть только подвесная система. Проект был учебный, и очень многие факторы пришлось брать, как говорится, с потолка. Например-масса человека, его физическое состояние (вдруг он в обмороке), способ точного определения высоты (обычный анероидный барометр не годится-его долго хранить не получится, начинает врать), допустимая перегрузка-нетренированный человек с трудом выдержит 10g, а про 20 я уже и не говорю). В общем, дело окончилось проектировочными расчетами и чертежами общего вида.
Что касается серьезной работы, то наверняка потребуются серьезные инвестиции. Во первых, необходимо обосновать, нужно ли это вообще затевать. Контейнеры с твердым топливом-это не макароны, их хранить надо как оружие, под защитой-а это определенные трудности в случае необходимости экстренного спасения. Во вторых, само твердое топливо-это, гм...скажем, вещество специфического назначения-его, конечно, производят в России, но вот в свободной продаже почему-то не встречается)). Далее, вся эта система по определению должна быть полностью автономной и храниться в течение лет этак 10 без проверок-то есть должен присутствовать свой источник питания (ведь надо подать сигнал по срабатывания пиропатрона в двигателе, то есть должна быть управляющая схема). Как вариант-газовый электрогенератор, аналогичный существующим на отечественных противотанковых ракетах. А можно и оттуда). В-третьих, как же все-таки надежно определить текущую высоту? (есть,конечно,варианты с радиовысотомером-но он хорош для высот больше 500 м, а если внизу дерево, грузовик или телефонная будка, то он их не замечает; или по отраженному пятну лазера,что требует его стабилизации в пространстве, что довольно проблематично. Можно тупо-опустить фал с контактором электроцепи, но если ветер? или внизу вода?) задача как видим далеко нетривиальная. В-четвертых, вся эта система будет явно дороже в силу своей сложности, чем описанные выше аналоги (хотя кто-то может резонно возразить, что на подобных вещах лучше не экономить), и в силу того же- менее надежней(тут уже не возразишь).
Это что касается будущих минусов (далеко не всех, кстати), которые сразу приходят на ум. Дьявол, как известно в мелочах.
Насчет плюсов можно сказать следующее-по сравнению с вариантом спасения с помощью тросика этот способ(как принцип! а не указанная конструкция) более надежен. Просто потому, что отсутствует вероятность повреждения самой конструкции системы огнем. Можно спасать людей, имеющих серьезные ранения или находящихся в обмороке. Время спасения самое минимальное-оно сравнимо со временем падения человека с той же высоты. Как следствие-возможно спасти больше людей. Более того, этот процесс может происходить параллельно-по тросику явно 5-6 человек не спустишь сразу, а вот десантироваться одновременно можно. Насколько успел выяснить, патент на подобную идею есть, но вот самих устройств так и не появилось. Однако очень даже не удивлюсь, если окажется, что в СССР было выдано авторское свидетельство на что-нибудь похожее. Способ опустить десантника с неба на землю за минимальное время....наверняка бы наши военные этого не упустили. Да и для экстремалов был бы неплохой способ пощекотать нервы)) Или спасать людей при авиакатастрофах (хотя тут все на порядок сложнее).