Создать сам фонд несложно, намного сложнее выбрать правильную концепцию и определить предполагаемую прибыль.
Фонд могут открыть как полностью дееспособные граждане и юридические лица Российской Федерации, так граждане и лица без гражданства, законно находящийся на территории Российской Федерации.
При создании фонда количество учредителей не ограниченно, исключение составляет Общественный Фонд, в котором учредителей должно быть не меньше трех.
Для регистрации фонда Вам понадобиться предоставить в Министерство юстиции пакет документов:
• заявление по утвержденной форме (заверенное нотариусом)
• Устав
• решения (протокол) о создании фонда
• документы, подтверждающие право использование юридического адреса
• квитанция об уплате государственной пошлины (сума госпошлины составляет 4000 (четыре) тысячи рублей)
Срок регистрации фонда составляет примерно месяца полтора, из которых Министерство юстиции рассматривает представленные документы.
При положительной правовой экспертизе не позднее 14 рабочих дней Министерство юстиции принимает решение о государственной регистрации фонда, после чего документы направляются в регистрирующий орган - Управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
УФНС не позднее пяти рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о Фонде и передает данные Министерству юстиции.
В свою очередь, в течение трех рабочих дней со дня получения информации о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Министерство юстиции выдает свидетельство о государственной регистрации Фонда.
Следующим этапом создания полноценного юридического лица является постановка на учет в государственные структуры и в первую очередь Фонду необходимо в течение пяти рабочих дней:
• встать на налоговый учет, получить свидетельство ИНН
• получить свидетельство РОССТАТА
На этом этапе встает вопрос, какую систему налогообложения лучше применять?
Фонд, являясь некоммерческой организацией, не имеющий извлечения прибыли в качестве основной деятельности и не распределяющий прибыли между участниками должен осуществлять ту деятельность, которая предусмотрена Уставом, в том числе и предпринимательскую.
Как правило, фонд создается для оказания помощи и услуг в социальных целях и лучше применять (6% с дохода или 15 % доходы, уменьшенные на величину расходов), если это не Инвестиционный Фонд или Фонд целевого капитала, так как они не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Для остальных разновидностей фондов ограничений в праве перейти на упрощенную систему налогообложения - нет, но если Вы планируете открывать филиалы и представительства, то необходимость применение упрощенной системы налогообложения отпадает.
Вновь созданный фонд вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с момента постановки на учет в налоговом органе, а если срок подачи заявления пропущен то заявление подается с 1 октября по 30 ноября предшествующему году, в котором фонд собирается перейти на упрощенную систему налогообложения.
Как самостоятельное юридическое лицо фонд должен иметь расчетный счет. Здесь полная свобода выбора, так как фонд вправе открывать любое количество счетов в любом банке на всей территории Российской Федерации, как в рублях, так и в иностранной валюте.
Но важно помнить, что в обязательном порядке после открытия расчетного счета необходимо в течение пяти рабочих дней уведомить об этом налоговый орган.
Заключительным этапом приобретения статуса полноценного юридического лица является получение извещения из внебюджетных фондов:
• Пенсионный Фонд Российской Федерации
• Фонд обязательного медицинского страхования
• Фонд Социального страхования
По закону благотворительному фонду запрещается коммерческая деятельность. Средства в фонд поступают от благотворителей и спонсоров. Не меньше 80% полученных взносов должны быть потрачены на благотворительность и не более 20% на содержание самой организации.
Деньги, материальные ресурсы и услуги, которые передаются фонду не подлежат налогообложению. Все обороты средств фонда документируются и сдаются ежеквартально в налоговую инспекцию в виде «Отчета об использовании денежных средств неприбыльных организаций».
Если это инвестиционный фонд,то здесь схема чуть сложнее. У фонда есть директор или совет директоров, принимающий решения стратегического характера. Однако помимо этого фонд обычно имеет специфическую организационную структуру. Она обычно предполагает наличие управляющего или менеджера (manager), администратора (administrator), хранителя (custodian), аудитора (auditor). Ими могут быть как физические, так и юридические лица. Управляющий определяет инвестиционную стратегию фонда и принимает инвестиционные решения. Администратор является регистрационным агентом, ведет реестр акций, осуществляет контакты с акционерами, отвечает за бухгалтерию и вычисляет стоимость чистых активов (net asset value - NAV). Хранитель (банк или брокер) держит активы фонда (которые обычно представляют собой ценные бумаги и денежные средства), осуществляет операции с ними, собирает дивиденды по этим ценным бумагам и предоставляет соответствующую финансовую информацию администратору. Аудитор проверяет бухгалтерию фонда. Может быть предусмотрена должность инвестиционного советника (investment advisor), который дает инвестиционные рекомендации управляющему. Это может быть инициатор создания фонда, он же может входить в совет директоров. Промоутером (promoter) часто называют лицо, занимающееся распространением долей (акций) фонда среди инвесторов, зачастую это сам его создатель (учредитель).
При создании фонда следует различать его инкорпорацию (то есть, в случае компании, регистрацию как юридического лица) и лицензирование.
Инкорпорация обычно не составляет труда и занимает не более нескольких дней. После инкорпорации (или параллельно с ней) фонд должен получить в той или иной форме одобрение государства на свою деятельность в качестве инвестиционного института. Эту процедуру мы будем обобщенно называть «лицензированием», хотя в различных странах применяется различная терминология. Так, на БВО фонд проходит относительно несложную процедуру «признания» (recognition) или «регистрации» (registration), а собственно лицензии на свою деятельность не получает. Вся тяжесть лицензирования перенесена на менеджеров и администраторов фонда. На Каймановых островах фонд либо получает лицензию на себя, либо назначает лицензированного менеджера, либо, в определенных законом случаях, может работать и вообще без лицензии. На Бермудах и Маврикии также требуется одобрение властей на деятельность фонда, но оно не оформляется в виде лицензии.
Так или иначе, для получения одобрения государства на деятельность фонда необходимо предоставить в уполномоченный орган предусмотренные законом сведения и документы. Детали могут различаться, но основная идея везде одна и та же: необходимо продемонстрировать властям, что создатели фонда обладают опытом инвестиционного управления, имеют необходимые ресурсы (людские, финансовые и т.д.) для обеспечения работы фонда, наконец, сами являются респектабельными предпринимателями, которым можно доверить средства вкладчиков.
Список требуемых документов обычно включает, как минимум, копии паспортов, банковские и профессиональные рекомендации, автобиографии учредителей (бенефициаров), а также менеджеров фонда. Для менеджеров фонда требуется подтверждение их квалификации (иногда – лицензия, либо данной страны, либо другой страны, признаваемой ею). Обычно требуется также представить более или менее детальный бизнес-план работы фонда.
На практике создание инвестиционного фонда возможно, как правило, в том случае, если его учредители уже занимаются аналогичной деятельностью в стране своего проживания и при этом готовы открыто связать имя своей инвестиционной структуры с вновь создаваемым офшорным фондом.
В разных странах предъявляются весьма различные требования к «локализации» фонда по месту его регистрации. Так, законы БВО и Каймановых островов допускают вынесение, по сути, всей его содержательной деятельности за пределы самой юрисдикции. А вот на Маврикии, напротив, фонд непременно должен вести существенную часть работы на месте: обязательно назначение местных директоров, секретарей, администраторов, хранителей и аудиторов, с ограниченными возможностями делегирования полномочий. Там же проходят собрания директоров и акционеров фонда (но возможно голосование по доверенности). Все эти требования – своего рода плата за возможность пользоваться налоговыми соглашениями Маврикия. К счастью, инвестиционные решения могут приниматься за пределами Маврикия. Бермуды также предъявляют к фондам некоторые «местные» требования, но менее жесткие