Желтые юрлица
Получить бизнес-прописку в материковой части Китая иностранная компания может в одной из трех форм.
Самая простая — это регистрация представительства. Неудобство в том, что представительство не имеет права вести какую-либо коммерческую деятельность: ни принимать оплату от партнеров, ни заключать договоры от своего имени. Это вечный «нахлебник», получающий от своей заграничной «мамочки» деньги на содержание, с которых к тому же отдает 10% в виде налогов в китайский бюджет. Зачем все это нужно? Крупный российский бизнес таким образом «столбит» свое присутствие на рынке и в различных регионах Китая. Малый и средний — решает текущие задачи: поиск поставщиков, контроль над качеством и отгрузкой продукции на китайских фабриках. Иногда несколько небольших фирм в России кооперируются, чтобы содержать одно представительство.
Вторая очень распространенная форма присутствия иностранного бизнеса в Китае — совместное (если переводить с китайского буквально — «срединно-окраинное») предприятие — санкционирована законом еще на заре китайских реформ, в 1979 году.
Отношение к ней у опрошенных «Бизнес-журналом» российских экспертов весьма неоднозначное. Например, Андрей Царенко, председатель Русско-Азиатского центра сотрудничества, утверждает, что совместное предприятие — отмирающая форма ведения дел в Китае: «От нее начинают отказываться и российский, и китайский бизнес. Стороны очень часто расходятся со скандалом, потому что возникает бесконечный передел и конфликты из-за различного понимания целей и задач совместного бизнеса».
Сергей Мэн, управляющий партнер консалтинговой компании Eurasia Strategics (Гонконг), еще более категоричен:
— Статистика утверждает, что в Китае зарегистрировано более 500 тысяч совместных предприятий. Сколько из них живы? Оптимистические оценки — менее 60%. Через три года после запуска заканчиваются льготы, разворовываются деньги. И китайцы говорят российскому инвестору: «Деньги потрачены. Станки, конечно, остались, но они принадлежат государству, которому мы задолжали». Увы, деятельность СП в Китае нередко заканчивается банальным вымыванием технологий и инвестиций!
Михаил Ференс, заместитель директора Центра развития сотрудничества с Китаем (Санкт-Петербург), вступается за китайцев: иностранного инвестора ведь и в России могут за здорово живешь обидеть, если тот вложит деньги и сядет дожидаться дивидендов, не контролируя процесс. «Из чего складывается успех СП в Китае?» — спрашивает он. И тут же сам отвечает: «Из хорошего китайского партнера (специалиста в своей области), поддержки администрации и контроля с российской стороны. При правильной постановке дела СП куда эффективнее, чем любое предприятие со 100-процентным иностранным капиталом».
Китайский партнер благодаря наличию «гуаньши» (кит. «связи») действительно может обеспечить совместному предприятию очень важный ресурс — административный, который не просто «добыть» иностранцу. Однако и должный контроль российской стороне иногда бывает затруднительно наладить, учитывая, что в соответствии с китайским законодательством генеральным директором и главным бухгалтером СП обязательно должны быть китайцы.
Что думают по поводу всех «за» и «против» практики от бизнеса?
Компания «Сибирский берег», один из лидеров российского рынка снеков (брэнды «Кириешки», «Компашки», BEERka и др.), пришла в Китай еще в 2005 году, купив 40% китайского завода по переработке морепродуктов «Фусинкай». Комфортно ли себя чувствуют россияне, не имея контрольного пакета? На этот вопрос представители «Сибирского берега» предпочитают не отвечать. Однако в новом, более мощном предприятии, которое откроется летом 2008 года в провинции Шань Дун, «Сибирский берег» счел за благо закрепить за собой 80%. «Не все вопросы удавалось решить, владея пакетом в 40%, — дипломатично замечают в компании. — Теперь наша цель — иметь на новом предприятии свой менеджмент, чтобы меньше зависеть от китайской стороны».
Свой удачный выход в Китай в «Лаборатории Касперского» на 95% связывают с тем, что с самого начала заладилось с китайским партнером. «ЛК» продвигает здесь свое антивирусное программное обеспечение с 2003 года под брэндом «Касперский» (в китайском варианте — «Кабасыдзи»). Форма присутствия компании в Китае довольно сложна. «Сегодня нашу бизнес-структуру в Китае можно коротко определить как холдинг, который представляет собой целый комплекс контрактно-правовых отношений между материнской и дочерними компаниями», — поясняет Максим Митрохин, менеджер по развитию бизнеса в Китае. Китайскому партнеру, учитывая его богатый опыт в сфере ИТ, с самого начала дали большую свободу действий. Сейчас «ЛК» вышла на национальном рынке на второе место после китайского конкурента — компании Rising («Жуйсин»). А китайского партнера даже ввели в совет директоров материнской компании в России.
Третья форма присутствия чужеземцев в Китае — компания со 100-процентным иностранным капиталом. Главный плюс: полный контроль за своими инвестициями. Проблема же в том, что подобные компании в Поднебесной долгое время были «поражены в правах» и не имели возможности заниматься многими видами хозяйственной деятельности: внешней и внутренней торговлей, предоставлением почтовых и телекоммуникационных услуг, недвижимостью, лизингом и т. д. Их желание работать на внутреннем потребительском рынке также жестко лимитировалось: в Китае разрешалось продавать не более 50% произведенной продукции. На их фоне СП, также основательно зажатые в тиски квотами, подчас выглядели по многим параметрам гораздо более выигрышной формой.
Сейчас, под давлением ВТО, Китай снял большую часть ограничений. Например, теперь предприятие со стопроцентным иностранным капиталом, учрежденное в одной из свободных экономических зон, может продавать в Китае всю произведенную продукцию. Но и здесь не обходится без подвоха: в таможенном отношении такая компания приравнивается к иностранной и вынуждена платить пошлины на реализуемый в Китае товар. Зато завозить сырье и гнать продукцию на экспорт можно беспошлинно.
Источник: Бизнес журнал