Экономический кризис предсказуемо затронул и рекламную сферу, заработок на блогах в частности. Вот
хорошая статья с точными цифрами от топ-блогера puerrtto. Публикую с согласия автора.
_________________________________________________________________________
Вы в курсе, что большинство топовых блогеров - нищеброды?]Вы в курсе, что большинство топовых блогеров - нищеброды?Только ленивый еще не высказался насчет падения блогосферы, обвала рейтингов и резкого снижения числа рекламных заказов у топовых блогеров. Эти вещи принято объяснять бездарной политикой нового руководства ЖЖ, убивших систему рейтинга и сделавших главную страницу в виде газеты, куда их редактора сами отбирают интересные на их взгляд материалы из блогов. Мое мнение будет отличным от мнения большинства, поскольку причиной всех потрясений в блогосфере я вижу общее экономическое положение в России, падение уровня жизни и ухода денег из бизнеса. Еще 2 года назад, когда за доллар давали чуть более 35 рублей (а не 67, как сегодня), я писал что жить исключительно блогом нельзя, поскольку вскоре вы начнете работать за еду. Вот оно и произошло -
Выскажусь тезисно, по пунктам:
1. За два кризисных года вне всяких сомнений денег в блогосфере стало меньше. Подчеркну, что под деньгами я подразумеваю эквивалент в твердой валюте, а не обесцененные деревянные рубли. В рублях доходы не упали, либо упали незначительно. Упали обороты малого и среднего бизнеса, соответственно, заказчики рекламы все чаще предпочитают работать по бартеру. Не секрет, что в "жирные" 2010-2014 годы блогер получал 10-20 тысяч рублей даже за тест какой-нибудь домашней техники вроде печей Philips, или за тест сотового телефона "Хайскрин". При этом, сам прибор тоже оставался блогеру. Сегодня доплата за тест - большая редкость, блогеры радостно берутся за написание статей без всякого гонорара, им достаточно просто получить в подарок сам гаджет.
2. В сфере путешествий давно уже нет платы за участие в пресс-турах. Вы удивлены? Два-три года назад организаторы, присылавшие приглашения, всегда сопровождали письма строчкой "...на каких условиях вы готовы сотрудничать?". И топы отвечали стандартной фразой "Ваше предложение посетить Зажопинск вызвало у меня бурю восторга и желание попросить у вас 25 тысяч рублей за мое участие в вашем мероприятии". Сегодня в 9 из 10 случаев блогеры едут в пресс-туры исключительно ради встречи друг с другом и возможности бесплатно пожить в приличном отеле и поесть в ресторане. Такая же ситуация сложилась с популярным некогда тестированием автомобилей, когда дилерский центр нанимал команду блогеров и те толпой катались по заранее прописанному поминутно маршруту. За это тоже давно не платят денег, считается что сорокалетние дядьки вполне способны делать рекламу взамен на питание и ночлег. И таки способны!
3. Продолжая тему путешествий, добавлю, что за два кризисных года лично для меня интересных предложений стало даже больше, чем было раньше. Например, до кризиса ко мне крайне редко обращались авиакомпании с предложением слетать куда-то и взамен рассказать про авиакомпанию и их направления. А теперь как минимум раз в месяц. При этом, я вовсе не приобрел выгодные знакомства и не стал посещать пиарщицкие тусовки. Причина абсолютно в другом: большинство топовых блогеров - нищеброды. Это не оскорбление, а констатация факта. Денег у блогеров стало меньше в 2-3 раза, а путешествие пусть даже и по бесплатным билетам - это значительные расходы на жилье, переезды, питание, экскурсии. Авиакомпании не платят гонорары за то, чтобы вы слетали с ними в Нью-Йорк, или даже в Париж. Обычно они даже отели вам не оплачивают, исключая отдельные пресс-туры для журналистов. Проще говоря, работают строго по бартеру. Соответственно, раз большинство топовых блогеров, во-первых, сидят без денег, во-вторых не имеют опыта самостоятельной организации путешествия и в третьих по старой привычке требуют плату за честь отправить их священную тушку за океан - они теряют заказчиков.
4. Как уже говорилось, в российском бизнесе в целом стало критически мало живых денег. Кризис не только не миновал, а во многом усугубился. Раньше молоденькие девчушки в пиар-агентствах с зарплатой в скромные 20-30 тысяч рублей распоряжались миллионными бюджетами на рекламу и пиар. Два года назад было значительно легче выделять суммы на мероприятия и кампании, чем сейчас. Соответственно, девочки могли лоббировать тех блогеров, которые делились с ними частью гонорара (проще говоря, давали "откат") за выбор именно вашей кандидатуры. Начальство на такой расклад смотрело сквозь пальцы, поскольку денег было много, движуха не прекращалась и клиенты щедро спускали огромные суммы на заведомо бесполезные проекты. Сегодня все стало иначе. Прежде всего, самих клиентов у пиар-агентств стало меньше, а те кто остались - значительно урезали бюджеты. Соответственно, руководство самих пиар-агентств тоже затянули пояски и начали работать в кризисном режиме, отслеживая каждую копейку. Схема с оформлением блогеру гонорара на сумму в 50 тысяч рублей, при которой блогер получив деньги отдает девушке 10-15 тысяч "комиссии" уже давно в прошлом. Начальство стало проявлять больше интереса к работе собственного агентства и выделение блогеру 50 тысяч при том, что в его блоге черным по белому заявлено 20 тысяч за статью - уже чревато немедленным увольнением. В связи с этим упомяну подобную ситуацию, имевшую место несколько месяцев назад.
5. Как я и предсказывал два года назад, резко возрастут бюджеты на политическую и коммерческую заказуху. Чем более обостряется борьба за выживания в бизнесе, тем выше ставки. Многие готовы платить 20-50 тысяч рублей за блогерские "псевдорасследования" и "псевдоаналитику". Эти статьи несложно вычислить, там в обязательном порядке будут 1-2 ссылки на СМИ и странные имена и фамилии доселе никому неизвестных лиц. Условно говоря, сидит где-то в Воркуте блогер, пишущий обычно про размножение оленей в условиях тундры. И вдруг разразился гневной статьей про несанкционированную застройку ялтинской набережной, да еще и с описанием любовных похождений супруги застройщика.
6. Денег стало меньше везде, включая изначально убыточный проект "Лайфджорнал" миллиардера Александра Мамута. Блоги никуда не делись, но содержать и кормить весь этот пионерлагерь больше не будут. Вначале отмерли послы ЖЖ в регионах как нерентабельные, затем резко сократились обороты рекламщиков внутри самого ЖЖ из-за копеечных в масштабах организации оборотов. По большому счету, система рейтингов не имеет никакой материальной ценности для компании в целом. Что получит условный Мамут от того, что блогер Вася накрутит себе рейтинг путем вброса фейковых аккаунтов, или публикаций девочек в неглиже? Ничего не получит. Может быть Васе закажут статью про очередного конкурента по линии застройки Ялты, или про Навального. Но где тут копеечка для Мамута? Поэтому, рейтинги задвинули на задний план, решив превратить площадку в своего рода СМИ. Идея была хорошая, но ее реализация происходит из рук вон плохо. Главная страница очень редко обновляется и многие посты висят там по 3-5 дней. После того, как я заглядывал туда несколько раз в течение месяца и убедился, что там одни и те же лица, плюс зачем-то перепечатки из Лента.ру, то про главную страницу и думать забыл.
Что будет дальше?
Не кладите все яйца в одну корзину - это правило важно помнить всегда. Думаю, что в ближайшие два года ситуация не улучшится и из блогосферы уйдут многие топовые блогеры. Просто потому, что они не могут долгое время работать на прежнем ресурсе. Им банально нужны деньги на еду и поддержание некоего привычного образа этой самой жизни, но прежних денег нет и в ближайшее время не будет. Обратите внимание, что многие топы все чаще стали публиковать свои статьи повторно, чтобы просто "забить эфир", следуя нормативу 1-2 публикации в день любой ценой. Скоро они сбросят даже этот темп и перейдут от 2 публикаций в день к 2 публикациям в неделю, а затем в месяц. Все это закономерно. Другое дело, что когда ситуация выправится (надеюсь, в этом сомнений нет) им придется стартовать практически с нуля. И когда это произойдет, то в топе будут совсем новые лица, далеко не те, что мы видим сегодня.
Во всем перечисленном я вижу много плюсов для читателей и самих блогеров. Во-первых, окончательно развалятся надоевшие всем топовые "команды", живущие по принципу "кукушка хвалит петуха, за то что хвалит он кукушку" со всеми их селфи на фоне писающей собачки. Вместе с ними отомрут завязанные с ними пиарщики, привыкшие к откатам и по факту не умеющие работать в условиях кризиса. Ситуация в стране оздоровит не только саму экономику, но и блогосферу.