Джозеф Стоуэлл
Язык мой – враг мой
Злословие
3. Клевета
Другой формой злословия является клевета. Сплетня часто носит характер праздной безответственной болтовни. Клевета - это намеренное распространение, дурных, вредных слухов.
Древние евреи называли язык клеветы «тройным языком», потому что клевета наносит вред трём группам людей: тем, кто её распространяет, тем, кто её слушает и тем, о ком клевещут.
Клевета по-разному описывается на древнееврейском и греческом языках. В Ветхом Завете клевета определяется как злоречие, разглашение тайны (Пс. 30:14; Прит. 10:18, 25:10). В книге Бытие рассказывается о том, что Иосиф передавал отцу дурные слухи о своих братьях (Быт. 37:2). В книге Чисел рассказывается о том, как 10 мужей, осматривавших землю Ханаанскую, распускали о ней худую молву (Чис. 13:14). Это же слово на древнееврейском означает «порочить, бесчестить», лишать кого-то хорошей репутации.
Другое древнееврейское слово буквально означает «винить, обвинять» (Пс. 49:20). Некоторые люди так привыкают клеветать, что, как сказано в Писании, постоянно «клевещут языком своим» (2 Цар. 19:27; Пс. 14:3).
Выражение, означающее клевету, в Новом Завете состоит из двух слов. Одно означает «против», другое «говорить». Клеветник - тот, кто «говорит против» (в русском переводе «злословит») (Иак. 4:11;
1 Пет. 2:1). В английских переводах Библии используются выражения «клевета» и «злословие»;
причём оба они означают «диавольское». В 1 Тим. 3:11 сказано, что жёны дьяконов не должны быть «клеветницами» (в оригинале сказано «не должны участвовать в чём-то диавольском»). Подводя итог, можно сказать, что клевета - это злословие, которое возводит обвинение на человека или порочит его репутацию. Клеветник наделён злым, безбожным сердцем (Пс. 49:16-24; Рим. 1:28-30). Клевета - прямое нарушение закона Божьего (Лев. 19:16).
«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11-12).
Клевета отдаляет нас от Бога (Пс. 14:1-3). Разбивая клеветой жизни тех, кого Бог любит и хочет спасти, мы мешаем Богу достичь Своей цели.
Клевета приносит в нашу жизнь не только духовное отчуждение; Бог наказывает клеветников (Пс. 100:5). Если мы не обуздаем свой язык, не воздержимся от клеветы. Бог, ради нашего блага, остановит нас (Прит. 3:11-12).
Как-то вечером я услышал по радио выступление проповедника, упрекавшего своих прихожан в том, что они грешат против Христа своими речами. Он сказал: «Я могу понять, почему голодный человек может украсть хлеб. Я могу понять мужа, сбежавшего из дома потому, что к нему приехала тёща. Но я не понимаю, как христианин может так говорить! Будь я Господом, я послал бы вам рак горла!» Я не думаю, что это входит в намерения Бога. Но есть много способов, которыми Бог может остановить клеветника.
Если мы кого-либо оболгали, клеймо клеветника пристаёт к нам до конца жизни (25:9-10). На древнееврейском слово «клеветать» означает «нарушать тайну». Разглашение секретов часто совпадает с клеветой; поэтому разглашающий порочащие секреты получает репутацию клеветника. А испорченную репутацию трудно восстановить.
Клевета подобна бумерангу, она обращается против самого клеветника (30:10). Она навлекает на него гнев тех, кто его слышит, и тех, о ком он клевещет. Приходилось ли вам слышать обращённые к клеветнику слова: «Вам не следует этого говорить»? Они звучат как приговор. Клеветника могут назвать лжецом в лицо. Если мы клевещем, то и нас могут оклеветать.
Царь Давид говорил, что клевете сопутствуют ужас, сговор и злой умысел (Пс. 30:14). Клевета окружена недоверием, сомнением, преувеличением и гордыней. Она не к лицу верующему, который хочет расти духовно и отражать собою славу Божию.
Сплетня и клевета - тяжкие нарушения воли Божьей. Почему же они так распространены? Греша злоречием, мы склонны находить оправдание себе. В мире сплетен существуют свои «мифы». Если мы распознаем их, нам легче будет изгнать сплетню и клевету из наших речей.