Пирог рынка пока не съесть…
Различия в определении специфики рынка экспресс-доставки - это во многом отражение его несформированности - "рынок во многом сырой, несложившийся. Спрос часто превышает предложение. Работы хватает всем компаниям. Мы практически не пересекаемся. Мы пока в уникальной ситуации, когда рынок дает возможность работать всем" - продолжает Иван Шацких.
Естественный прирост рынка способствует появлению новых компаний, особенно на уровне отдельных регионов, позволяет компаниям-лидерам не делать резких шагов в плане изменения своей рыночной стратегии, пока еще нельзя говорить об активном стремлении ведущих операторов рынка к интеграции, слияниям и поглощениям.
Хотя, в то же время, этап поглощения и слияния компаний уже прогнозируется основными игроками рынка. В профессиональной среде циркулируют разговоры о взаимовыгодности объединения компаний, их сотрудничестве, формировании доверия между операторами рынка.
"Рынок экспресс-перевозки сам развивается, не только компании-игроки, но и рынок растет из года в год, я думаю, что, скорее всего, стратегии компаний в ближайшее время меняться не будут. Когда рынок станет стабильным, участники будут делить доли пирога внутри самого пирога, вот тогда пойдет речь о смене стратегии, а пока - нет" - говорит Наталья Гусева, директор по продажам DHL Express (Екатеринбург).
"На полочку" рынок выйдет только лет через 10, т.е. на максимальный объем рынка. Начали недавно это дело, образование экспресс-операторов, даже переделов сферы еще не было, переделов рынка, не было слияний компаний. По всем законам экономики, когда рынок наполняет свою емкость, начинают компании объединяться, потому что узко на рынке и каждого не удовлетворяет то место, которое он занимает…" - отмечает Николай Воронов, директор филиала "СПСР Экспресс" (Екатеринбург).
Поживем - увидим…
По темпам развития российский рынок опережает западный в 1,5-2 раза. Причем региональный рынок рос в последнее время более быстрыми темпами, чем столичный, и тенденция эта, по мнению экспертов, сохранится и в будущем.
Помешать положительной динамике развития может только политическая нестабильность.
Внутрироссийский рынок экспресс-доставки растет более быстрыми темпами, чем рынок международных отправлений. Доля "большой четверки" на внутреннем рынке постепенно уменьшается. Большинство экспертов оценивает ее не более чем в 50-60% в прошедшем году (в 2005 году это соотношение оценивалось в 60-70%).
К чести представителей международных операторов, принявших участие в исследовании, следует отметить, что они полагают такое направление развития национального рынка "нормальным процессом", отражающим экономический рост в стране.
Однако следует учитывать, что стоимость международных перевозок значительно превышает стоимость услуг на внутренние перевозки. Поэтому в денежном эквиваленте международные операторы на сегодняшний день удерживают лидирующие позиции.
Российские компании-перевозчики догоняют международных операторов по уровню и качеству предоставления услуг. Этот технологический разрыв и в дальнейшем будет сокращаться, причем достаточно быстрыми темпами.
"Ведущие игроки российского рынка экспресс-доставки активно следуют тенденциям развития западного рынка и в ближайшем будущем они смогут выполнять не только функции по перевозке грузов, но и оказывать услуги по их складированию и перегрузке… Уже сегодня компании стремятся расширять собственный транспортный парк разнотоннажным транспортом, увеличивать складские площади, создавать перевалочные склады на важнейших логистических маршрутах, повышая тем самым рыночную привлекательность и качество предоставляемых услуг" - отмечает Александр Тимофеев, генеральный директор EMS Почта России.
Повышение требований к качеству услуг экспресс-перевозчиков приведет, по мнению экспертов:
К сокращению сроков доставки,
Предоставлению комплексных услуг, когда оператору экспресс-перевозок будет передаваться все больше функций компании-клиента - не только собственно логистических, но и стратегических - планирования и управления цепочкой поставок, активного использования Интернет-логистики,
Развитию прямых транспортных связей между крупными городами РФ, минуя Москву как основной транспортный узел, связующий различные региональные центры.
Продолжит расти спрос на перевозку грузов, компании будут активно развивать свой сервис в этом направлении.
Причем эксперты утверждали это с такой уверенностью, что мое гражданское чувство преисполнялось радости, а сердце обывателя - благостного покоя и надежды на благополучие в ближайшем будущем.
Многие участники исследования предполагают, что будет расти спрос на услуги экспресс-доставки со стороны физических лиц. Этому будет способствовать, в частности, развитие дистанционной и Интернет-торговли, крупных торговых сетей, утверждение в России цивилизованных стандартов пользования услугами.
В целом, российский рынок экспресс-доставки оценивается как очень перспективный. Мы "обречены" на развитие этой сферы услуг именно "спецификой русской действительности" - своими расстояниями, отставанием в уровне жизни от развитых стран, необратимостью тех преобразований, которые начались в 90-е годы, и, пожалуй, уважением к самим себе.
"На протяжении ближайших лет очень высокие темпы роста экспресс-перевозок внутри России сохранятся. Этому ничего не может помешать, это очень долгосрочное будущее этой страны. Самая большая страна в мире не сможет существовать без экспресс-перевозок. Это совершенно точно. И если сейчас огромное внимание уделяется развитию экспресс-перевозок в Китае, вся "четверка" вкладывает туда сумасшедшие деньги, то через 15 лет эти деньги будут здесь. И может быть, больше, чем сейчас вкладывается в Китай".