На протяжении долгого времени я не могла понять эмоции своих знакомых, живущих, или часто бывающих за границей, которые негодовали от несуразно дорогих цен на вина в России. Мною это воспринималось, как скупердяйство или чрезмерная прагматичность. Спустя какое-то время я, всё-таки, поняла их.
Старое правило «все на свете стоит столько, сколько вы готовы за это заплатить» в мире вина в последнее время переосмысляется по-новому. Понятно, конечно, что в заоблачных высотах, где за безумные тысячи торгуются лафиты и петрюсы, цена определяется не реальным уровнем качества вина и затрат на его производство, а соотношением спроса и предложения. Но как определить справедливую цену для вин попроще? Особенно когда все больше обычных людей начинают на вине экономить, а те, кто пить не перестал, разбалованы агрессивными скидками в супермаркетах?
Ответить на этот вопрос в разных странах пытаются по-разному. Одна из игрушек, придуманных в европейских винных магазинах, — винные mystery cases, ящики-сюрпризы: вы платите за 12 бутылок ясную цену, но не знаете, что внутри. Единственное обещание со стороны компании — то, что ритейловая стоимость вина не будет меньше определенной суммы (другими словами, покупателя успокаивают, что втридорога за откровенную дрянь он не заплатит). По словам Джона Регана, работающего менеджером в британской винной сети магазинов Laithwaites, иногда в такую винную рулетку стоит играть чисто из-за финансового выигрыша: «Несколько раз в год у нас продаются gold ticket mystery cases, в которых вино может стоить в разы больше тех денег, которые вы за него заплатили». Такие ящики-сюрпризы — трюк, создающий у покупателя видимость удачной покупки.
Несмотря на это, mystery cases хорошо продаются: людям нравится ощущение неизвестности и надежда на то, что именно твой лотерейный билет выиграет.Для тех, кто предпочитает не оставаться в неведении, есть система, используемая, в частности, американским сайтом
tastingroom . Его создатели при построении бизнеса учли знакомое чувство разочарования при покупке неизвестного вина — купили, открыли, не нравится, а почти полная бутылка осталась! Для того чтобы этого избежать, на tasting room все вина (больше 300 позиций) можно купить в маленьких бутылках по 50 мл и, выбрав то, что по вкусу, потом уже заказать вино в стандартном объеме. На опасение, что вина-образцы будут отличаться от тех, которые вы закажете в больших бутылках, на tasting room отвечают гарантией технологии T.A.S.T.E. — расшифровывающейся как Total Anaerobic Sample Transfer Environment. В лаборатории в Северной Калифорнии вина-миниатюры разливают в анаэробных условиях, исключая контакт с кислородом при бутилировании. Сайт tasting room ориентирован на вкусы преимущественно американского клиента.
На мой взгляд, очень интересная идея. А главное, применение ей можно найти почти в любой сфере.