Для расчета экономической эффективности был взят железнодорожный вагон, с внутренним объемом системы отопления 900л. Данный вагон потребляет 14 тонн угля в год, стоимость одной тоны угля составляет 1950 рублей. Промывка водой системы отопления производиться 1 раз в 6 лет. В процессе эксплуатации системы отопления на внут-ренней поверхности трубопроводов накапливаются отложе-ния накипи и ржавчины. В декабре 2012г. была произведена вырезка трубопровода с системы отопления пассажирского вагона, который эксплуатировался 3 года после последней промывки системы отопления. Толщина отложений на внутренней по-верхности трубопровода составила 2,5мм.
На сегодняшний день существует несколько технологий очистки теплотехнического оборудования: механическая, гидро-динамическая, гидрохимическая. Механическая очистка позволя-ет убирать незначительное количество отложений, либо заменять локальные участки трубопроводов, при этом значительно увели-чиваются затраты на ремонт и время простоя вагона. Гидродина-мическая очистка позволяет убирать верхний слой отложений с внутренней поверхности трубопроводов, не затрагивая застойные зоны и ответвления системы. При этом оставшиеся отложения яв-ляются центрами кристаллизации, что может привести к локаль-ной закупорке трубопровода. На сегодняшний день наиболее эф-фективной технологией является гидрохимическая очистка комплексным средством «Антиржа-вин», т.к. отложения накипи, ржавчины, комплексные отложения удаляются полностью, не ока-зывается воздействие на сам металл, происходит пассивация поверхности, после проведения очистки вода соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01, увеличивается срок службы системы отоп-ления вагона.
Отрезок трубопровода был подвергнут гидрохимической очистке с использованием средства «Антиржавин» в течение 20 минут. Отложения были удалены полностью.
Перерасход условного топлива при отложениях в 2,5 мм, по данным ВТИ им. Дзержинского, составят 30%. Таким образом, пе-рерасход угля в год составляет 4,2 тонны, что соответствует 8 190 рублей.
При рекомендуемой концентрации 1 часть "Антиржавина" на 5-10 частей воды примем, что в 10 л очищающей жидкости со-держится 1 л "Антиржавина" (1:9). Таким образом, для очистки данной системы потребуется ~100 л "Антиржавина". При стоимо-сти средства "Антиржавин" 230 руб./л на очистку данной системы потребуется 100 л на сумму 23 000 рублей. Таким образом, гидрохимическая очистка системы теплоснабжения вагона с использованием средства «Антиржавин» окупится менее чем за 3 года.