Я хожу в офис уже 13 лет. В свой собственный. А в чужом, со штатным расписанием и трудовой книжкой, никогда не работал. Может быть, кстати, это моя беда: я не очень понимаю, как существует среднестатистическая нормальная структура.
Мне всегда хотелось независимости и не хотелось слушать чужих указов, я упертый и не выполняю то, с чем внутренне не согласен. В общем, искать работу я даже не пробовал.
На третьем курсе института я был вольным рекламным агентом и заработал, как тогда казалось, серьезные деньги — $150. Их и потратил на регистрацию домена Turizm.ru. Сейчас сайт посещает 150 000 пользователей в день, он стал рекламной площадкой. А в 2002 году мы открывали первый полуподвальный офис, в котором было полтора менеджера, а я сам подрабатывал в нем курьером, отвозил документы клиентам. Второй офис появился через год. Потом мы стали открывать их по два в год. В 2013-м году уже появилось 4 новых, а всего их теперь 18. И около 150, работающих по франшизе, то есть наш офис есть почти в каждом крупном городе.Это когда рассказываешь, кажется, что все легко, а тогда я чем только не занимался. Туристическое агентство — это то, что выжило. А сколько было погибших бизнесов! Куча неудачных инвестиций. Лишние деньги — это страшно. У многих принцип — сразу потратить, а я маньяк инвестирования, я искал, куда бы вложить. Приходили какие-то люди и говорили: «Давай!» И я соглашался. Тогда, в начале 2000-х прибыльной казалась продажа чехлов и аксессуаров для мобильных, мы даже заказали огромную партию из Китая. А потом почти все они сгнили где-то в моем гараже. Может быть, побочные проекты были не самыми любимыми детьми, поэтому и не выросли. А я не очень огорчился.Это, кстати, очень важно — перестать париться. Когда-то у меня смылся курьер и унес 45 000 рублей, я нервничал и паниковал. А недавно, когда разорился «Капитал Тур» и мы потеряли 5 000 000, был спокоен. Это признак зрелости.
СМОТРЕТЬ С ВЫСОТЫ
С Петей и Мишей я познакомился, когда БМ еще не существовала, но техники ребят опробовал на себе уже в ту пору и пользуюсь ими до сих пор.
Миша открыл для меня скрипты, мы разработали алгоритмы работы и натолкнулись на кирпичную стену, в которую выстроились мои менеджеры. Они смотрели на эти слова на листочке и отказывались их повторять, говорили, что ребята в туризме ничего не понимают. В общем, классический отпор. А потом, когда клиенты начали приходить, все поняли, зачем я заставлял их работать именно так.Еще мы придумали продающие фишки для сайта, поделили его на сегменты. Обычный сайт — это 300 000 туров, а мы стали выделять особые предложения. Очень большой выбор — это плохо. Клиенту всегда надо давать тот выбор, который ему впору. И работать по системе БМ «касания», которая предполагает напоминания о себе, главное — изобрести поводы. По совету Пети и Миши мы стали не просто рекламировать туры, а написали для клиентов руководство пользователя. Это целый обучающий курс «Как выбрать тур», мы даем много полезной информации и создаем с клиентами доверительные отношения.Вообще, единственный вопрос, который меня сейчас беспокоит, — это кадровый. Менеджеры не успевают обрабатывать заявки, мы берем новых, но все равно отстаем немножко. Туризм — сложная штука, человек без опыта не может сразу нормально работать. Даже если делает все по скрипту, эффективность другая.
Сегодня я создаю нечто вроде учебного центра, в него прибывают наши новобранцы. Есть сотрудники, которые проводят семинары по разным туристическим направлениям, по техникам продаж. Отдельное направление — обучение представителей агентств, как больше зарабатывать. Лучшие из них становятся нашими франчайзинговыми партнерами. Я по натуре не управленец, мне больше нравится заниматься идеями развития и привлечения клиента.Сейчас больше людей, на которых можно опереться, больше возможностей для делегирования. Нужно учиться как можно больше балласта сбрасывать, это бред — тратить время на заполнение договоров, надо просто нанять для этого человека. Если все будешь тащить на себе, миллионов никогда не заработаешь.
Раньше же я днем общался с клиентами, а вечером делал сайт, при таком графике невозможно думать о стратегии. А когда сам не продаешь, есть возможность посмотреть на бизнес сверху. Хорошо это получается, когда ты высоко в буквальном смысле этого слова, в самолете, например. Мне можно верить: я 10 лет не летал, а потом все-таки переборол свой страх. Для работника туризма аэрофобия — это, конечно, смешно, но я даже в Америку плыл на корабле. Сейчас и месяца не проходит, чтобы я куда-то не полетел. Правильно Миша с Петей говорят: если раз в месяц уезжаешь на неделю, работать потом хочется с удвоенной силой.
Я хочу, чтобы мои сотрудники тоже увидели свою работу иначе, и поэтому вожу их сейчас в БМ на «Бизнес-спецназ». Это помогает координировать усилия команды, все видят, куда двигаться, начинают мыслить конкретными цифрами. Результаты уже замечаю на планерках: стало больше динамики, и если раньше каждый занимался своим «куском», сейчас общаются, придумывают решения для привлечения клиентов вместе. В планах поехать всем офисом на Кипр — это тоже будет хороший тренинг: возможность оторваться от текучки, каждодневных операционных действий и подумать о стратегических. Хочется построить большую компанию, за год вырасти в два-три раза, и уже понятно, как это делать.АУРА БИЗНЕСА
У Пети с Мишей был проект «Как удвоить прибыль турагентства», а потом мы вместе написали книжку «Прибыльная турфирма», и я знаю, о чем говорю. Когда-то ребята учили меня выступать перед публикой, это был большой стресс — выйти в зал, где сидит 1 000 человек. Примерно так же, как полететь на самолете. А теперь я привык и получаю удовольствие, когда вижу, что на меня смотрят с интересом. И видно, что мой опыт зажигает других, это самое ценное.
У меня же, само собой, есть здесь и бизнес-интерес: выступления позволяют создать бренд определенного уровня. Я автор книжки, на семинарах выступаю, аура бизнеса так и строится. И именно поэтому считается, что круто быть членом сети «1001 Тур», и сотрудники к нам охотнее идут. Главная задача — научить их работать и оставаться с ними в хороших отношениях.Надо всегда порядочно и корректно расходиться с людьми. От войны проигрывают все. В то же время уход кого-то может стать новым витком для компании. Так, например, когда одна из сотрудниц ушла в декрет, я думал, что все пропало, но после этого пришел человек, который удвоил продажи. И настал черед думать о другом: почему я не сделал этого раньше? Это, разумеется, не значит, что стоит разбрасываться людьми, хорошие кадры надо беречь, как ни крути.
Сейчас у меня появились совладельцы, которые купили долю в бизнесе, и мы хотим сделать капитальный рывок. На сегодняшний день мы самая быстрорастущая сеть в России, но не самая крупная. Чтобы обойти конкурентов, надо увеличить бизнес в три-четыре раза. Еще мы планируем стать самой крупной онлайн-ориентированной компанией, которая даст людям возможность покупать пакетные туры не выходя из дома. Хочется большей скорости и динамики, чтобы успевать за временем и обгонять его.НЕПРЕОДОЛИМОГО НЕТ
Мои родители среднестатистические советские люди, которые мечтали, чтобы я стал математиком. И поэтому материальный мир всегда казался мне в какой-то степени вторичным. Я никогда не был ориентирован на вещи, не мечтал о яхтах и вертолетах, зато любил думать и просчитывать ходы. Вот и сейчас пытаюсь создавать источники пассивного дохода, покупаю недвижимость, развиваю несколько проектов и хочу быть инвестором: мне интересно предсказывать, что стоит купить. Кроме Lexus, который у меня и так есть, и Porsche Cayenne, который скоро будет. Проехался вот на Мишином, теперь не могу себе отказать.БМ, еще только формируясь, сыграла очень серьезную роль в моей жизни. Все-таки у этих ребят талант. Периодически я встречаюсь с Мишей в кафе, к нему можно прийти в убитом состоянии, с ощущением «продаю бизнес, все пропало», а уходишь всегда с желанием создать компанию на миллиард. Он ставит большие цели: не 100 рублей сегодня и 103 завтра, а квантовые скачки, прорывы, я пользуюсь им как подзарядкой. Бизнес — это ведь постоянные сложности. И круто, когда есть, кому напомнить: непреодолимых сложностей нет.