ТЕХНОЛОГИЯ “СНЕЖИНКА”
Эта технология на самом деле имеет много названий – “Мороз”, “Изморозь”, ”Снежинка”.
Эта технология декорирования поверхности стекла при помощи костного, мездрового, столярного или другого аналогичного клея. Изображение, получаемое в результате применения этого метода, напоминают морозные узоры на окнах.
Технология основана на физико-химических процессах взаимодействия стекла с компонентами клея при высыхании и затвердевании последнего. Связи, которые возникают между частицами стекла и компонентами клея, более прочны, чем связи между частицами стекла. Вследствие этого клей, деформирующийся при высыхании, вырывает из поверхности стекла частицы, образуя раковины различной формы.
При увеличении поверхности взаимодействия частиц стекла и клея связи между ними усиливаются. Для этого поверхность стекла подвергают предварительной пескоструйной обработке. Равномерно расположенные микротрещины, возникшие в результате такой обработки, облегчают вырывание частиц стекла. Пескоструйную обработку можно заменить химическим травлением, но узор в этом случае получится более грубым. Можно использовать и обработку стекла наждачной бумагой средней зернистости.
Слой густого горячего клея после нанесения на поверхность стекла достаточно быстро остывает и превращается в полутвердую желеобразную массу. В процессе дальнейшего высыхания клея влага из него испаряется неравномерно – из верхнего слоя быстрее, чем из слоя, примыкающего к стеклянной поверхности. Верхний слой, затвердевая, начинает уменьшаться в объеме, создавая тем самым механическое напряжение в массе нанесенного клея.
Если изделие нагреть, то испарение влаги из клеевого слоя резко усилится, и он начнет интенсивно сжиматься. Нижний слой, который прочно сцеплен с поверхностными частицами стекла, будет сопротивляться уменьшению объема верхнего слоя. В конце концов, когда напряжение между верхним и нижним слоями клея достигнет предельного значения, клеевое покрытие разорвется на мелкие части неправильной формы, вырвав при этом с поверхности стекла частицы последнего.
На качество декоративной поверхности, получаемой в результате этого процесса, оказывают влияние несколько характеристик. В частности, толщина клеевого покрытия влияет не только на величину и тонкость узора (чем меньше слой, тем мельче узор).
Например, если нанести клей слишком тонким слоем, то может вообще ничего не получиться из-за того, что между верхним и нижним слоем клея не возникло достаточного напряжения. А если на тонкое стекло нанести толстый слой клея, то возможно полное разрушение стекла. Повышение температуры наносимого клея, ускорение сушки и уменьшение влажности воздуха, используемого при этом, ведут к получению более мелкого узора.
Вообще, этот технологический процесс предполагает следующие операции:
- Приготовление клеевого состава
- Подготовка стекла
- Нанесение клея
- Сушка клеевого слоя
- Очистка и промывка декорированной поверхности
- Регенерация клея
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЕВОГО СОСТАВА
Сухой костный или мездровый клей помещают в посуду с водой, исходя из пропорции 1 килограмм клея на 3 литра холодной воды, и оставляют примерно на 30 минут для набухания. Рекомендуется использовать дистиллированную воду. При многократном использовании клея находящиеся в обычной воде соли накапливаются в нем и отрицательно влияют на процесс обработки.
Если требуется обработать сложную неровную поверхность, то необходимо приготовить более густой клеевой раствор. В этом случае на 1 килограмм клея берут 1 литр холодной воды. В случае обработки стеклоизделия большой площади пропорция будет: 1 кг клея на 2 литра холодной воды. Более жидкий клеевой состав требует больше времени для затвердевания, но это необходимо для равномерного распределения клея по всей обрабатываемой поверхности, что является залогом получения более однородного декоративного изображения.
Набухший клей представляет собой студенистую массу, которая при последующем нагревании на водяной бане с периодическим перемешиванием становится более жидкой и однородной. Выше 65 градусов по Цельсию клей нагревать нельзя, поскольку это может привести к потере клейкости. Оптимальным является нагрев до 60 градусов по Цельсию в течение 25 минут с последующим томлением продолжительностью 5 минут при этой температуре.
В герметичных пластиковых емкостях в охлажденном состоянии приготовленный клеевой состав может храниться очень долго.
ПОДГОТОВКА СТЕКЛА
Технология нанесения узора применима для стекла любого типа и размера, толщиной от 4-5 миллиметров. Стекло толщиной 3 миллиметра тоже можно декорировать при незначительных площадях изображения. Если же попытаться обработать изделие из более тонкого стекла, то оно, скорее всего, разрушится из-за того, что глубина проработки узора составляет 1-2 мм.
Если мы хотим изобразить рисунок на стекле или зеркале с применением данной технологии, то предварительно на стекло наносится шаблон из виниловой пленки, с вырезанным на плоттере рисунком, технология нанесения шаблонов подробно описана в технологии Crystal Color.
Перед тем как нанести клеевой состав, подлежащие декорированию участки нужно подвергнуть пескоструйной обработке. После пескоструйной обработки со стекла нужно тщательно сдуть пыль и не допускать прикосновения руками к поверхности, во избежание появления на обработанной поверхности жировых следов и пятен.
НАНЕСЕНИЕ КЛЕЯ
Приготовленный клеевой состав разогревают на водяной бане (не выше 65 градусов по Цельсию) до жидкого состояния и наносят кистью, растирают щеткой или разбрызгивают на горизонтально расположенное листовое стекло или зеркало. Оптимальная толщина клеевого слоя составляет около 1-2 миллиметра. Избыток клея удаляют назад в емкость. Затем примерно в течение 5 часов происходит отвердевание клея.
Если необходим узор более крупной фактуры, то толщину клеевого слоя следует увеличить. Для этого его наносят несколько раз, дожидаясь отвердевания каждого предыдущего слоя.
Удельное количество клея в наносимом составе в расчете на единицу площади влияет на фактуру узора, получаемого в результате обработки. В частности, состав, содержащий менее 200 грамм клея в расчете на 1 метр квадратный, приводит к возникновению отдельных участков узоров или к их отсутствию. Если увеличить количество клея до 400-500 грамм на 1 метр квадратный, то фактура изображения будет напоминать листья папоротника. Содержание в составе 550-650 грамм клея на 1 метр квадратный приведет к возникновению узора, похожего на нагромождение айсбергов. При увеличении концентрации клея до 750-850 грамм на 1 метр квадратный, рисунок будет подобен раковинам улиток.
Иногда, что бы уменьшить прозрачность готового декора, в клеевой состав добавляют глицерин из расчета 15 грамм на 1 килограмм клея.
СУШКА СТЕКЛА
После отвердевания клеевого слоя стекло переносят в сушилку и устанавливают вертикально. Для нормальной сушки достаточно 30-40 градусов по Цельсию и постоянной влажности, не превышающей 35 %. Если влажность в сушилке будет выше (в диапазоне 35-50 %), то узор получится грубым и крупным. Процесс сушки длится 5-12 часов, в зависимости от необходимой фактуры узора.
ОЧИСТКА И ПРОМЫВКА ДЕКОРИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ
По окончании сушки с поверхности стекла удаляют приставшие куски клея с осколками стекла, а также использованные шаблоны. Остатки клеевого состава смывают теплой водой.
РЕГЕНЕРАЦИЯ КЛЕЯ
Кусочки клея, отделенные от поверхности стекла замачивают в воде, в результате чего он набухает и растворяется. После того как содержащий осколки стекла шлам осядет, жидкий раствор регенерированного клея добавляют к свежим порциям клеевого состава (не более 40-50 % от общего количества).
Поверхность стекла, обработанную технологией “Снежинка”, а также рисунки получаемые при помощи шаблонов, можно дополнительно красить и обрабатывать различными сортами красок для стекла, или самодельными красками, рецепт приготовления которых описан в технологии Crystal Color. Это позволяет добиваться уникальных изобразительных эффектов. Узор, возникающий на поверхности стекла невозможно повторить на другом стекле, они уникальны. Можно лишь добиться однотипности фактуры узора, если придерживаться одинакового технологического режима.