Глава 39. Как мы стали участвовать в крупных тендерах коммерческих компаний и какие случились подводные камни. (длинно, но поучительно)
Вернемся в офис и снова посмотрим что же происходило там. А в этот момент, по офису, размашистым, как Ленин с бревном, шагом – шло участие в одном из тендеров. Тут остановлюсь малость поподробнее, поскольку есть любопытный момент:
Как ни улучшай мастерство для возможности хапнуть баснословные тендеры, на поставки каких либо продуктов подороже, а всегда найдется момент, который поставит в тупик. В половине продуктов, которые поставлялись, мы и сами ни фига не понимали, но учитывая их взаимосвязь с вероятным получением прибыли , это соответственно подразумевало под собой – запросы, котировки, головную боль и откаты кристально честным людям всех мастей .
Если же проводился какой то конкурс по поставке софта , первым делом, он всегда попадал руководству (то есть нам) на обработку, отрывая от медитативных упражнений по открытию финансовых чакр. Необходимо было определить, что за продукт (программа) требуется, количество оного, рекомендованную стоимость, цену закупки и выбрать весёлого поставщика, который отслюнявит весь требуемый ассортимент, своей мозолистой капиталистической рукой.
Название этого буйства обычно в таких конкурсах не пишут, не положено было. А только функциональные характеристики - дабы ушлые поставщики не смогли посодействовать правильному выбору своих скромных персон, чем могли нанести непоправимый ущерб чертогам финансового благополучия заказчика. Максимум, на что можно надеяться, – это фраза, например, «Программное обеспечение Microsoft Windows или аналог». Да и то не всегда, поэтому нужно очень четко ориентироваться в большом спектре товаров на рынке. Иначе высок риск того, что предложишь что-то не то, либо не укладываешься в бюджет, и компания автоматом проигрывает конкурс. Как правило за этим следует неминуемая ректальная кара со стороны руководства, а непослушные головы сотрудников летят с гильотин премий, прямо в пропасть штрафов и урезаний зарплат.
Позиции в подобных конкурсах были довольно разные, прайсовые названия которых, даже выговорить было сложно. Упрощенно – это могли быть компьютеры, сервера, мониторы, системы хранения данных, средства безопасности… да все что угодно, от «флешек» - до аппаратных систем, размером как вся человеческая совесть. Иногда все это попадает в единый лот одного конкурса, но чаще по отдельности, поскольку тогда есть вариации чего нибудь нашакалить.
То есть, если хочешь участвовать, то поставляешь все целиком что написано, если нет – пшел вон, нищеброд. Тебе запрос делают, а твоя задача все это найти у разных поставщиков и впарить, поимев на карман свою разницу в цене.
Тут нужно понимать, что если компания принимает решение участвовать в конкурсе, то задействуются часть мощностей, которые представляют собой, в основном, кучу бездельников. Эта куча, энергично, каждый день, создающая видимость занятости, должна шустренько подпрыгнуть и впитать, в утомленный пасьянсом мозг, весь список требуемого программного барахла, размером с рулон бумажного изделия для дворца задумчивости, обработать, нащупать на складах разных поставщиков, зарезервировать каждую единицу товара, договориться о поставках в строгие сроки и обсудить условия оплаты.
У нас этим занимались непосредственно мы сами – как руководящий состав, который не хочет платить дополнительных денег лишним тунеядцам, поскольку и своих хватало - одна вон только Вика с Вадиком чего стоили…
В общем, масштаб работы, в финале которой всегда маячило некоторое появление наличного бабла, думаю понятен.
Если вдруг участие в конкурсе ставилось под вопрос из-за невозможности поставки одной позиции, и эта позиция, по несчастливому совпадению - в твоей юрисдикции, то, масштаб по степени презрительности со стороны остальных двух соучредителей, может сравниться только с отношением к вратарю, который облокотился на штангу и со страстным удовольствием закурил, невозмутимо наблюдая как по его воротам лупят штрафной.
Увольнять, конечно, мы никого не увольняли (не самих же себя), но допрос с пристрастием от разгневанных напарников, в стиле паяльника, был обеспечен, и проходил не совсем безболезненно , бросая в дальнейшем, невыгодную тень обладателя статуса жалкого неудачника, обреченного прятаться за углами и передвигаться по офису короткими перебежками.
В один прекрасный солнечный день (будь он неладен), 2008 го года, от одного из наших драгоценных, как пенсионный фонд, менеджеров, поступает запрос на подбор программного обеспечения по о-о-о-очень сочному, вкусному и жирному конкурсу. Весь набор потенциальных инструментов для телепортации бабла, присутствует полной чашей: и «железо», и программное обеспечение, и услуги по установке, настройке. Разве что только вдогонку не требовалось еще вылепить скульптуру самоварных форм - “женщина с веслом”.
Все это великолепие, досталось мне, в силу жребия.
Практически вся часть списка была ясна и понятна. В течение 4 часов, не разгибаясь, как китаец на рисовом поле, я заскорузлыми пальчиками, отвыкшими от бурной деятельности, сваял такую спецификацию - что даже чертям в аду жарко бы стало. Как в словаре Брокгауза и Ефрона – в ней было учтено практически все что только мог возжелать разум гуманоида прямоходящего в 21 веке, искренне желающего получить премиальный бонус для покупки комплекта юного радиолюбителя.
Там было все... всё, кроме одного пункта. Звучал он примерно так:
«Программное обеспечение по сбору корпоративной отчётности, предназначенную для автоматизации создания, заполнения и обработки отчётных форм и других структурированных документов, заполняемых сотрудниками компании с целью последующей их обработки и анализа».
Вы что нибудь поняли? Вот и я нет! Спрашивать у своих алчных друзей было бессмысленно, так как они даже и не пытались понять что это за хрень.
И ведь дело даже не в том что мне это было непонятно с точки зрения литературного анализа. Мне это было непонятно с точки зрения функционирования мозга, который при очередном чтении этой композиции как бы становился даже несколько объемистее, а глазные яблоки заворачивались внутрь черепной коробки с целью найти там хоть намек на подсказку. Настолько фундаментально странного, сочетания букв, выливающихся в слова и структурную конструкцию, мне еще не приходилось видеть ранее, кроме как на доске урока по высшей математике, куда я по ошибке забрел, когда с одноклассниками надулся пива в школьной столовой.
Вообще ничего, полный ноль. Оставалась единственная надежда на отважных дистрибьюторов, у которых мы проводили закупки программного обеспечения. Я отправил запросы всем, кого только смог нащупать мышкой в аутлуке и принялся ждать ответа, как токарь у которого галстук намотало на сверло. Хоть какую-нибудь зацепку. В ответ тишина, ни одного ответа, даже спам не сыпется.
На следующий день я начал истерично обзванивать всех этих засранцев, с целью выяснить - получили ли они мое письмо с запросом или просто прикидываются - в радиоэфире тишина . Письмо конечно все получили, но затаились и никто в тайной эрудированности не признался, что еще больше убедило меня в правоте изречения , которое заканчивается фразой “………а солнце гребаный фонарик!”
Я остался один на один с этим описанием, понимая, что могу стать единственным в компании, кто запорет это сделку. Именно тем самым, жалким недоразумением, о ком будут говорить понизив голос и плевать на его тень. Тем, имя кого нельзя будет произносить вслух еще долгие годы в общей столовой.. Особенно учитывая, что времени на подготовку нашего коммерческого предложения (КП) было очень мало, буквально 1-2 дня.
Звезды погасли в моих глазах, а нервный тремор рук стал напоминать физиологические особенности завсегдатая рюмочной “ Приходи ко мне, мой милый”
Расторопные поисковые системы предлагали разнообразные знакомые продукты, которые выполняли только одну часть функционала из всего запроса. Но они использовали разные базы данных, и их еще нужно было «подружить» между собой, что не всегда было возможно.
В последний день подготовки КП, я, перебрав очередную порцию поисковых запросов, попал на web-страницу нашего конкурента. На этой странице описывался продукт, с функционалом, который на 100% попадал под нужные требования . Глаза мои отказывались верить изображенному на экране, спасительному тексту.
У бравого конкурента, оказывается был свой программный продукт . Их собственная разработка. Значит, именно это и хочет получить заказчик по конкурсу. Но как мне быть? Продукт то принадлежит конкуренту, мне придется сделать запрос к ним же, чтобы узнать по какой цене они смогут нам это продать? Как то бредово все это выглядит...
Да и они, наверняка, сами участвуют в этом конкурсе. Значит, заказчик знает, что этот продукт их, и ориентирован именно на него. И даже возможно, (хотя вроде как я слышал, что в нашей стране уже давно искоренена коррупция), имели место быть уже какие-то предварительные зловещие обсуждения между ними. Но это естественно вызывало только улыбку недоверия. В России такого явления, конечно же уже давно нет.
А гульдены то получить хочется… Я начал искать информацию по этому продукту, уже зная его название. На этот раз поиск был недолгим, и на сайте Microsoft нашелся небольшой пресс-релиз, где кратко описывалось то, что этот конкурент разработал свое решение на основе нескольких программных продуктов Microsoft. И полный список этих продуктов (что-то около 7 или 8 названий), которые специалисты вражеского оппонента, лукаво настроили друг на друга. Все просто, как три копейки в кепке у бомжа.
Но преподносилось это с пафосом и именно как отдельная собственная разработка. То есть не сделали они толком ни хрена, но понтов нагнали до чертиков. Распечатав все это дело, я, гусем мчащимся по мостовой, побег к нашим технарям, вкратце растолковал ситуацию, тыркнул пальцем в запрос от заказчика, список продуктов, и узнал про возможность настроить это все по аналогии с конкурирующим барахлом.
Через час, постигнув положительный ответ, у меня было готово румяное коммерческое предложение. Сразу же было организовано экстренное совещание, дабы обсудить этот вопрос и все возможные нюансы, как технические, так и юридические. По результатам конкурса (а участников, как несложно догадаться было двое), мы предложили лучшие условия и были признаны победителями, поскольку теперь знали их слабое место. Функционал сделали тот же – а цену дешевле. Автоматическая победа.
Жалкие неудачники, были освистаны в полной мере, а наше празднество на лестничной клетке бизнес-центра, даже грозило перейти в длительный запой межгалактического масштаба с полным опустошением ассортимента близлежащего продуктового ларька, куда мы протоптали дорожку, в ночной мгле. На каком то этапе , мне даже стало казаться что я попал на северный полюс, а кругом Дед Мороз и Эльфы. У них торчат в сторону лопоухие ушки, которыми они томно обмахиваются при поднесении ко рту очередного стопарика с амброзией, и лишь укоризненные глаза продавца Ашота, весело смотрят в след полководцам, разгромившим информационного врага…
...наступило утро следующего дня...
Побрившись, умывшись, подивившись зеленому пятну в зеркальном отражении, которое должно было изображать лицо, я натянул корпоративный пиджак, дошедший за ночь, практически, до известной студенческой стадии – пахнет, но не существует. И побрел в офис, что бы произвести парадный смотр, совместно с желанием восстановления хронологии последствий вчерашнего триумфа. Естественно предусмотрительно купив пластиковый бидончик воды, поскольку имел сильное подозрение в том, что я приду далеко не первый и воды в офисных кулерах уже не осталось, в общем как наверное и самих кулеров тоже.
Итак, что мы имели на данный момент:
Заказчик на короткой ноге, с представителями какой-то компании, долго и уп0pн() работают вместе. В кулуарных беседах увеселительного комплекса банно-блядского направления, рождается цель организовать систему на основе нескольких продуктов крупного вендора и, соответственно, поделить немножко денежек. Да еще и желательно таким образом, что бы телодвижений был самый минимум.
Но если просто написать в конкурсной документации, что требуется поставка и настройка таких-то продуктов, с такими-то позициями, есть вероятность что вылезут десятки оголтелых поставщиков, со своими ценами и минимальной накруткой, лишь бы на бутерброд хватило. А кому это интересно? Конечно никому!
Уж точно не тем, кто «долго и уп0pн() работал вместе”, охаживая банным веничком.
Гораздо интересней придумать такое решение, которое очень просто реализовать, но которого ни у кого не будет. Это очень просто и гениально? А главное ИТ сфера для этого подходит как нельзя лучше, поскольку там сам черт ногу сломит.. Шустрые распильщики коммерческого бюджета, так и поступили – взяли несколько сторонних программ, перенастроили их скопом и назвали как отдельный продукт – которого больше ни у кого нет. Классика жанра!
Но тут то и подвернулись те, кому они сдуру отправили запрос на участие, не оценив крайней степени жадности последних. То есть нас. А когда в воздухе запахло сапожником без сапог и они поняли как лопухнулись, было уже поздно. Твердые щупальца нашего корыстолюбия, уже плотно облепили их наивную тендерную документацию.
После проведенной разведки и понимания всей схемы, нам нужно всего лишь сделать так, чтобы все формальности по поставке данного ПО, были соблюдены.
Разработали пару небольших инструкций, которые выполняли минимальную функцию по настройке, быстренько написали документацию по использованию нашего, якобы «нового» продукта. Полученные в результате труды (скрипты, документацию, презентации продукта) были записаны на диск. Наши коллеги разработали дизайн и заказали в ближайшей типографии красивую обложку для коробочки с названием, что-то вроде «На Берлин». С учетом того, что по законодательству РФ программное обеспечение не требует обязательной регистрации, у нас не было проблем в плане закладывания этих сроков в проект. Все необходимые документы внутри компании были созданы и завизированы в течение двух рабочих дней.
Безусловно, успешное завершение проекта – это результат огромной работы всей команды, (лавры то я себе тут конечно незаслуженно приписал): менеджеров, технарей, моих коллег, которые занимались серверной частью проекта, а также инженеров, которые все это устанавливали и настраивали. Пользуясь случаем, заодно хочу передать еще привет маме, папе, дедушке и бабушке.
Мысли о том, что наш проект уже серьезно разросся и мы стали играть в достаточно взрослые игры со взрослыми дядями из других компаний – очень радовал.
Кстати, в результате принятия работ заказчик был крайне недоволен тем фактом, что контракт был выигран нами, а не карманной компанией, и что все условия поставки были соблюдены точно в срок. Но уговор дороже денег.