Все дело в дырочкеСаида Данилова,
Бизнес ЖурналПубликуется с разрешения редакцииВсе чаще изрядно подзабытые реалии советского прошлого воспринимаются с легким оттенком ностальгии, на которой порой можно заработать. Несомненное преимущество современных пышечных — в неповторимой оригинальности и особой ауре этих заведений, способных привлечь многочисленных клиентов.
Мода на восточную кухню, обилие гламурных ресторанов, кафе и сетевой фаст-фуд изменили облик обеих российских столиц, сведя на нет различия в общепитовской сфере вечно соперничающих городов. Дежа-вю может настигнуть любого петербуржца или москвича поколения next, который зашел перекусить в «Крошку-Картошку» или выпить кофе в «Кофе-Хаус». У таких заведений нет особой ауры, постоянных посетителей и внегастрономического контекста. Оригинальность и неповторимость все реже встречаются в стране победившего франчайзинга.
Для питерского, ленинградского поколения past, которое застало пышное увядание советской империи, «места общественного питания», напротив, стали символами ушедшей эпохи. Слова «Лягушатник» и «Пингвин» были паролем еще десять лет назад, а выпить в знаменитом «Сайгоне» стремилась творческая богема всей страны. И хотя в модном сегодня «Штолле» пекут очень вкусные пироги, петербуржцы до сих пор с ностальгией вспоминают «Русские самовары» на Садовой и непритязательную «Минутку» на Невском, где студенты килограммами поглощали дешевые пирожки.
Посреди всего этого великолепия пышечные держались особняком. Стойкий запах горящего масла не отбивал у многочисленных покупателей не менее стойкого желания отведать золотистую пышку с хрустящей корочкой. Мягкое, чуть кисловатое тесто пахло дрожжами и оставляло на губах жирные следы, а на носу и пальцах — следы сахарной пудры. Два несомненных плюса пышек — это сытность и дешевизна (штука стоила пять копеек). При этом сохранялось ощущение «выхода в свет»: родители приводили в пышечную детей, молодые люди — своих возлюбленных, здесь шумели веселые студенческие компании и сплетничали после работы сослуживцы.
К пышкам обязательно подавали кофе с молоком, которое приносили из кухни в ведре и выливали в электрический кипятильник (в простонародье это называлось «бочковой кофе»). Сами пышки порциями выносили на подносе, который моментально опустошался. Чашки без ручек, нарезанная оберточная бумага в качестве салфеток, отсутствие скатертей и бабушка с тележкой для грязной посуды вместо официантки — вся эта непритязательная эстетика советского общепита не отпугивала посетителей. По рассказам старожилов, очереди за пышками достигали нескольких десятков метров. Так, например, в самую популярную ленинградскую пышечную на улице Желябова (сейчас — Большая Конюшенная) народ стоял от ДЛТ (Дома ленинградской торговли).
— Спрос на нашу продукцию и сейчас очень высокий, несмотря на то что ДЛТ уже второй год закрыт на ремонт и поток покупателей заметно уменьшился, — говорит Евдокия Храмцова, гендиректор одной из старейших пышечных Петербурга «Желябова, 25». На посещаемость «исторических» пышечных, помимо их месторасположения, влияет и другой фактор — ностальгия. «Люди специально с другого конца города к нам едут именно пышек поесть, а наши заграничные соотечественники — из Израиля, Германии, Америки — бывают у нас в каждый свой приезд и благодарят за то, что мы есть. Ведь мы торгуем на этом месте уже 45 лет, и вкус у пышек остался прежним», — продолжает Евдокия Храмцова.
Для «возрастного» контингента пышечная сродни машине времени: «Это важно, потому что это память города. Для одних — воспоминание о бедных, но счастливых временах студенчества и юности. Для меня — детство, коньки зимой в ЦПКиО — и потом обязательно заехать на Желябова в «Пышечную», — вспоминает журналист «ТРК Петербург» Александр Каренников.
Поэтому весьма плодотворной может оказаться идея превратить «исторические» пышечные в «музеи советского общепита»: интерьеры в «советском стиле» с реальными предметами быта 60–70-х годов будут греть душу постоянным клиентам и привлекать молодежь своей экзотичностью.
Пышки не потеряли своей актуальности. «Спрос на пышечное оборудование небольшой, но стабильный — где-то одна-две продажи в месяц», — констатирует Максим Гончаров, менеджер по продажам ООО «Торговый проект».
Плодящиеся на глазах потенциальные конкуренты — многочисленные блинные и пирожковые павильоны, «Макдоналдсы» и «Блин-доналдсы», — разумеется, уменьшили поток покупателей. «К сожалению, вкусы во многом формирует реклама, — сетует Евдокия Храмцова, — и дети бегут в «Макдоналдс». Однако если у школьника или студента неважно с финансами, он все-таки предпочтет утолить голод в пышечной за чисто символическую цену (пышка — от пяти рублей, кофе — от десяти). Поэтому владельцы стараются разместить свои закусочные рядом с институтами, школами, музеями, кинотеатрами, торговыми центрами и другими заведениями, обеспечивающими большую проходимость.
Идеальным в этом отношении будет открытие пышечной у метро. «Мы работаем на Сенной площади уже пять лет, — говорит администратор закусочной «Пышка-мышка» Светлана Кырченкова. — К плюсам нашего месторасположения относится не только близость к метро, но и то, что рядом — Сенной рынок, где ежедневно бывает масса народа. Мы работаем с восьми часов, и наш утренний контингент — офисные работники, которые перед работой не прочь пропустить чашечку кофе с пышкой. Во время каникул набивается куча детей, которые едут в центр на экскурсии. А в белые ночи мы оккупированы туристами, среди которых встречаются и иностранцы, забредшие к нам в поисках исконно-посконной русской еды».
Другой вариант — пышечная в спальном районе, расположенная на первом этаже жилого дома. Людей вокруг много, большинство покупателей — постоянные клиенты. «Мои покупатели — это мои соседи, — говорит Константин, владелец пышечной в Приморском районе. — Они знают, что я их не отравлю, не обману. Продукты дорожают с каждым днем, но если я увеличу стоимость пышки хотя бы на 50 копеек, соседи обидятся».