Сегодня хочу посвятить статью обзору методик, которые мы используем в детском саду. Начну сначала, с истоков.
Как уже, наверное, говорил Алекс на страницах этого блога, что сама идея открытия детского сада возникла потому,
что мы очень хотели, чтобы наши дети ходили туда, где нас полностью устраивает методика воспитания и обучения.
В своё время я работала в государственном детском саду, и поняла, что меня не совсем, точнее совсем не устраивает
то, как ведется педагогическая деятельность работниками учреждений. Я понимала и очень хотела, чтобы мои дети
обучались с раннего возраста по тем современным методикам, которые способствуют максимальному развитию на каждом этапе взросления ребенка.
Т.к. я имею высшее педагогическое образование и не перестаю постоянно совершенствоваться в этой области, я отобрала наиболее эффективные,
на мой взгляд, методики развития ребенка с раннего возраста и до 7 лет.
Свои идеи я внесла в программу детского сада, которую разработала сама, с учетом личного опыта со своими детьми.
Итак, приступим, сначала я сделаю краткий обзор некоторых методик, а в конце напишу, что мы взяли из них:
"Методика Сесиль Лупан" ( с 3 месяцев до 7 лет) Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает.
Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет. Фактически мама постоянно должна разговаривать
с ребёнком, при этом проговаривая, что она делает и зачем.
Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом.
Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами
на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, "стул" – возле стула, а "диван" – рядом с диваном
(это уже взято из методики Домана).
Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок,
будут и его фотографии. Это же относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы.
Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.
Основная идея, которую предлагает автор, заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса,
который им могут дать только их родители. Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.
"Методика Никитиных" (все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.) Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью.
Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать.
Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой.
В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку.
Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.
В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков.
Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.
Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью
и другими домашними вещами.
По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – "заорганизованности" и "заброшенности".
Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей.
Но не занимать при этом роль "надзирателя".Родителям необходимо создавать опережающие условия развития.
Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
В основе методики –
принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.
Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.
"Вальдорфская методика" ( Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей: ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание;
с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции; с 14 лет дети "включают" логику.Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах.
Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка заданиями.
Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов.
Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.
Большое внимание уделяется комфортности обучения. Отсутствует соревновательный момент, нет оценок,
небольшие учебные группы численностью не больше 20 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому.
Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии.
Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание,
которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.
"Методика Глена Домана" -карточки Домана ( от рождения до 6 лет )Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет.
Главная задача взрослых – сохранить и приумножить огромный потенциал новорожденного ребенка.
Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний.
Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др.
Карточки разделяются на тематические серии. Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект
сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.). Методика рассчитана на формирование высокого интеллекта у ребенка.
"Методика Николая Зайцева" -кубики Зайцева ( с первого года жизни и до 7 лет) Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования.
Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.
Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.
Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева.
Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор
"Методика Тюленева" (с первых недель жизни до 6 лет.) Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты. Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг.
В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры.
Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.
С четырёх месяцев нужно начинать играть в "Игрушкобол" – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.
С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.
С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру "Принеси букву", а с десяти месяцев – в игру "Покажи букву", затем – "Назови букву/слог/слово".
С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.
"Методика Марии Монтессори" ( ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание; с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции;
с 14 лет дети "включают" логику. Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.
Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.
Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Существуют специальные классы Монтессори.
Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:
-зона реальной (практической) жизни;
-зона сенсорного развития;
-зона математики;
-зона языковая;
-зона космическая.
Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д. Сейчас мы планируем из спальни сделать сенсорную комнату. Об этом писала в предыдущем посте.
"ТРИЗ-методика" (с 3 до 7 лет)
Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.
Оказалось, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.
Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.
Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Педагогическое кредо "тризовцев" – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.
Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.
В число самых популярных входят следующие обучающие методики:
-
«После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
-
"Динамическая гимнастика" М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
-
"Методика Гмошинской" Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
-
"Музыкальная программа Виноградова" Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
-
"Музыка Железновых" Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.
В следующем посте я подробно расскажу о плюсах и минусах каждой из методик и какие методики мы используем сейчас в детском саду, а от каких методик отказались и почему.
Не переключайтесь