Итак, аргументы противников раннего развития по методикам:
1. Ускоренное развитие интеллекта в ущерб другим сферам жизнедеятельности ребенка. По мнению лагеря противников раннего развития, интенсивное занятие только познавательной сферой малыша оставляет в стороне другие, не менее важные, сферы – эмоциональную, социальную, а также сферу психической жизни крохи, которую «поторопить» не получается. То же самое получается, если делать главный упор только на физическое развитие малыша.
2. Временная и энергозатратность. Действительно, для внедрения многих методик необходимы специальные материалы, на подготовку которых родителям требуется немало времени. Да, если основная профессия мамы и папы называется «родители», и больше ничем заниматься не надо, то такой вариант неплох. Но для работающих родителей все это непросто. Конечно, можно покупать уже готовые материалы для развивающих игр или водить ребенка в специальные детские центры, где с ним будет заниматься специалист. Но все это тоже стоит недешево.
3. Угроза здоровью ребенка вследствие ускорения естественных процессов. Иными словами, все должно происходить в свое время, и, если пытаться «накачать» ту или иную функцию раньше времени, можно только навредить крохе. Да и вообще, зачем нарушать природный ход событий? Нас ведь как-то растили, никто не ускорял ничего, и выросли же!
4. Отсутствие перспективы в будущем. По многочисленным наблюдениям противников раннего развития, большинство детей – и те, с которыми много занимались, и те, которые вообще не имеют понятия о раннем развитии – в школе выравниваются. То есть, зачем тратить силы впустую, если результат все равно будет такой же?
5. Боюсь вырастить вундеркинда! На самом деле, такой аргумент имеет место быть. Ведь все мы понимаем, что растить одаренного малыша очень непросто. Мало того, что мы сами постоянно должны ему соответствовать, расти вместе с ним, так еще и будущее его частенько кажется нам не очень привлекательным. Вспомните примеры известных вундеркиндов. Нередко у них нет друзей, ведь все им только завидуют. Да и самому ребенку, в силу опережающего развития, непросто строить отношения со сверстниками. Готовы ли мы, как родители, заведомо обрекать свое чадо на одиночество?
6. Не надо лишать ребенка детства! Всем «ученым премудростям» малыша и так научат в садике и в школе. А сейчас лучше пусть просто катает машинки и играет в куклы, ни о чем не беспокоясь. Время учиться будет всегда, а вот раннее детство уже не повторится.
Конечно, со многими убеждениями трудно поспорить. Особенно, если рассматривать ситуацию в утрированном варианте, когда раннее развитие занимает много времени и сил и малыша, и родителей.
А теперь давайте рассмотрим, как же отвечают сторонники раннего развития на доводы противников.
1.Раннее развитие не должно исключать развития малыша в других сферах. Обучению карапуза бытовым навыкам- всё это очень пригодится ему в жизни. Ведь самое главное, что необходимо ребенку в раннем возрасте – гармоничное развитие личности, тесная связь с близкими взрослыми и радостное познание мира вокруг.
И, конечно, как и с другими видами деятельности, с ранним развитием тоже можно «перестараться». Без глубоких знаний возрастной психологии малыша, понимания особенностей, можно просто «накачать» ребенка какими-то понятиями, но мозг может быть еще не готов к такой информации. В этом случае подобное обучение вряд ли принесет пользу.
К тому же, желание «напичкать» дитя как можно большим количеством знаний, может привести к интеллектуальной перегрузке и даже к сильному стрессу. А, значит, в этом деле, как и в любом другом, важно чувство меры.
2.Да, раннее развитие требует определенного времени. Но не настолько много, чтобы невозможно было его выкроить даже занятому человеку. И тут нам в помощь навыки тайм-менеджмента, и умение расставлять приоритеты. Все, как и в любых других делах. Было бы желание.
Так же и с материалами. Не все методики подразумевают много дополнительных пособий. К тому же, большинство их можно изготовить самим, без особого труда. Да, не за пять минут. Но, возможно, оно того стоит?
3.Новые условия жизни предъявляют нам новые требования. Да, конечно, мудрая природа уже задумала гармоничное развитие малыша в обычных условиях. И, возможно, если его не развивать дополнительно, большинству навыков он все же научится. Вот только наша жизнь уже не так предсказуема и постоянна, как была еще несколько десятков лет назад. А, значит, надо многое знать и уметь, чтобы успевать быть успешным человеком. Очень важно сохранить на всю жизнь пытливость, желание учиться, познавать новое. И все это мы помогаем малышу делать еще с самого раннего возраста.
4.Да, не так уж много родителей, которые реально хотят воспитать вундеркинда. Но ведь мы же и не хотим вырастить посредственность, правда? К тому же, на одаренность малыша влияют не только обучение и воспитание, но и ряд других причин – природные склонности и таланты, наследственность, прилежность самого ребенка.
Воспитание вундеркинда не является главной целью раннего развития. Основное, что предлагают методики, — это возможность крохи проявить и реализовать те данные, которые заложены в него мудрой природой. А, значит, он сможет вырасти гармоничным и счастливым взрослым. И мы, как родители, поддерживаем в нем это стремление.
Вполне может быть, что дети выровняются в школе. Но суть ведь не в количестве знаний и умений. А, скорее, в привычке достигать целей, быть успешным и счастливым еще с детства. Согласитесь, это намного больше, чем просто «накачка» знаниями.
5. Раннее развитие не лишает ребенка детства. Наоборот, оно делает его более насыщенным и ярким, интересным и веселым. Никто не заставляет кроху раньше времени садиться за парту. Но знание методик раннего развития помогает совместить прогулки с обучением и познанием, и игры превратить в развивающие.
И ни в коем случае раннее развитие не предполагает обучение через силу! Если малышу занятия неинтересны — значит, подход выбран неверно, и надо попробовать что-то другое. Возможно, прекратить занятие и выбрать другой метод.
Автор статьи: Ирина Зайцева