Не сезонАлена Тулякова,
Бизнес ЖурналПубликуется с разрешения редакцииВ рыночной экономике каждый выживает как может и многие делают ставку на сезонный бизнес. Одним удается за сезон заработать столько, что весь остальной год можно спать спокойно. Другие в межсезонье в срочном порядке переквалифицируются и занимаются чем-то иным. Опыт первых интересен тем, что эти компании выбирают оригинальный бизнес с высокой окупаемостью. Зато вторые не боятся мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой. Но преимущества и проблемы есть и у тех, и у других.
Сезонным мы привыкли называть тот бизнес, который работает или пользуется наибольшей популярностью только в определенное время. Именно что — в сезон. А он может быть как летним, так и зимним, осенним или весенним — все зависит от рода деятельности. Например, так называемый арбузный сезон в центральной части России длится всего пару месяцев — август да сентябрь. «Новогодний» сезон и того короче — конец ноября и декабрь. За короткий срок «сезонникам» нужно успеть заработать на хлеб с маслом.
В зимний сезон в основном стараются заработать на новогодних праздниках. Театры сдают в аренду карнавальные костюмы, кадровые агентства поставляют желающим в любых количествах Дедов Морозов и Снегурочек, леших и Санта Клаусов — кого клиент закажет. Лесхозы продают елки, а магазины завалены елочными игрушками. Кстати, это только считается, что производство новогодних украшений — сезонный бизнес. На самом деле, чтобы успешно продавать товар в декабре, производители шаров, гирлянд и снежинок работают круглый год. Выставка Cristmas Time, на которой встречаются производители и продавцы новогодних украшений, проводится весной, в марте. Окончательные заказы на продукцию формируются в мае, а отгрузка по магазинам начинается уже в августе.
Самый короткий новогодний сезон — у Дедов Морозов и их внучек. Правда, и зарабатывают они за это время не так много. До следующего Нового года точно не дотянуть.
Весной «оживают» компании, занимающиеся озеленением территорий. Клиентов появляется множество: красивые участки вокруг домов хотят видеть и владельцы загородных коттеджей, и городские администрации. «Денежный дождь» гарантирован цветочным поставщикам и торговцам, флористам, продавцам парфюмерии и косметики — в начале весны, 8 марта. Тогда же значительно вырастают обороты у клининговых компаний: в нашей стране по традиции в начале весны делают генеральные уборки с мытьем окон как в квартирах, так и в офисах. Владельцы компаний, предлагающих в аренду автомобили, также признают, что прибыль в теплое время года увеличивается. Это и понятно — кому нужен зимой, например, открытый автомобиль? Да и свадьбы — основные «потребители» лимузинов — у нас предпочитают играть, когда тепло и солнечно. Тем не менее, доход этих фирм не слишком велик. Большую его часть съедают расходы на страхование машин, услуги по аренде которых предоставляются с весьма высокими процентами. Ну и, кроме того, аренда автомобилей в нашей стране пока не пользуется большим спросом как у населения, предпочитающего личные авто, так и у иностранных туристов, которые опасаются садиться за руль в «дикой» России.
Лето — мечта для всевозможных лоточников, шашлычников, владельцев открытых кафе и продавцов мороженого. Бизнес вроде бы банальный, не новый и не особо оригинальный, но летом он по-прежнему приносит стабильную прибыль своим владельцам. Правда, открытые точки общепита пользуются особой «любовью» у всевозможных проверяющих, начиная с пожарных и заканчивая Роспотребнадзором. Кроме того, владельцам летних кафе еще перед открытием придется подготовить немало документов, получить лицензии, согласовать ассортиментный перечень продукции с местными центрами санитарно-эпидемиологического надзора, оформить медицинские книжки для персонала…
Но все это, как говорится, естественные издержки, от которых никуда не денешься.
В курортных местах, помимо заработка на жилье, питье и еде, в летнее время популярен развлекательный бизнес: аренда катамаранов, лодок и гидроциклов, аквапарки и просто водные горки, полеты на парашютах, уроки плавания и аренда ластов, масок и дайверского снаряжения.
Скучающим курортникам продать можно практически все, что их хоть как-то развлечет. Причем не все предпочитают отдыхать именно на воде, так что сухопутные развлечения тоже найдут своего потребителя. Это могут быть тиры, волейбольные площадки. Ошеломляющей популярностью у родителей и детей на одном из черноморских курортов несколько лет назад пользовалась игровая детская площадка, открытая студентками местного педагогического института. За сравнительно небольшую плату (рублей 100-150) дети несколько часов играли в групповые игры, слушали сказки, рисовали и т. д. Веселые владелицы этого нехитрого бизнеса так нравились и родителям, и их чадам, что на «сдачу» ребенка существовала даже очередь!
Пик покупательского спроса гарантирован летом туристическим компаниям, соляриям, салонам красоты и спортивным клубам. Люди любят летом ездить в отпуск за границу, а перед этим стремятся «привести себя в порядок» — похудеть, загореть и т. п. В конце лета — начале осени «на коне» снова продавцы цветов (1 сентября). По некоторым оценкам, такие фирмы перед первым школьным днем продают свою двухмесячную «норму».
Август-сентябрь — удачное время для компаний, организующих охотничьи развлечения как для соотечественников, так и для иностранцев. Расходы одного охотника, например, на медведя оцениваются этими фирмами в три-пять тысяч долларов, так что прибыль организаторов весьма высока.
В августе стартует и арбузный сезон. Вот уж бизнес так бизнес! Только официальный оборот рынка арбузов и дынь в Москве составляет 200 миллионов рублей за сезон, а неофициальный — примерно в полтора раза больше. Эксперты утверждают, что этот сезонный бизнес приносит около тысячи процентов прибыли! Торговцы бахчевыми культурами обязаны платить только единый налог на вмененный доход, затраты на продавцов (кроме зарплаты) также невелики: им положена униформа, но лишь в виде фартука. Кроме того, владельцы арбузных развалов должны получать на свой товар сертификаты качества.
С началом заморозков счастье улыбается хозяевам фирм, занимающихся шиномонтажом. Некоторые эксперты заявляют, что за три-четыре недели в октябре–ноябре эти компании получают более трети годового дохода!
Какой бы сезон — летний или зимний — ни был звездным часом для компании, готовиться к нему лучше задолго до его наступления, иначе легко спасовать в борьбе с конкурентами. Собираясь открывать кафе в мае, нужно начинать работать уже зимой.
Уникальных видов бизнеса весьма и весьма мало, а в тиражируемых как раз самое главное — опередить других игроков рынка. Необходимо правильно спланировать весь сезон и распределить ресурсы — как денежные, так и человеческие.
Главный недостаток всех сезонных видов бизнеса — высокий риск. В разгар сезона можно остаться без квалифицированного персонала или необходимого помещения, если не подумать об этих проблемах заранее.
Все компании, работающие только в сезон или с так называемыми сезонными всплесками, озабочены проблемой поиска и правильного оформления «лишних» людей, то есть сотрудников, которые нужны фирме на короткий срок. Найти хорошего сотрудника, который не ищет постоянное место и согласится поработать лишь месяц–другой, не так-то просто. Зачастую приходится прибегать к помощи рекрутинговых агентств и платить им за оказанные услуги. Но многие компании-«сезонники» имеют свою собственную базу данных временных работников. Подобным образом работают строительные компании. Правда, такая база нарабатывается лишь со временем. Если фирма только выходит на рынок, то поход в кадровое агентство и подача объявлений в специальные газеты — единственный способ поиска работников.
Что касается правильного оформления временных сотрудников, то в подобной ситуации есть два выхода из положения. Одни предприятия принимают временных работников, заключая с ними срочный трудовой договор. Такому сотруднику сразу сообщают, что он проработает определенный срок (например, месяц), пока штатный работник в отпуске, а затем будет уволен. Некоторые фирмы (скажем, строительные), которым в теплое время года в связи с возросшими объемами работ необходимо срочно увеличивать число сотрудников, также предпочитают принимать их на временную работу. Каменщик может работать, например, с мая по октябрь, но по бумагам его оформляют с учетом массы хитростей: принимают на временную работу на срок два месяца, затем увольняют в связи с истечением срока трудового договора, делают небольшой перерыв в несколько дней, и работник вновь пишет заявление с просьбой принять его на работу. Снова на два месяца.
Зачем такая морока, да еще и нарушающая законодательство? Ведь если с таким сотрудником что-то случится в то время, когда он официально уволен (предположим, произойдет несчастный случай на производстве), работодателю будет не просто объяснить специальной комиссии, что делал на предприятии уволенный работник. Но многие фирмы идут на нарушения по банальной причине: временный работник не входит в штат, и работодатель несет за него гораздо меньше ответственности, чем за штатного сотрудника. Например, при увольнении такого работника ему никто не будет выплачивать выходное пособие. И это вполне соответствует требованиям Трудового кодекса.
Есть и другой выход из ситуации, когда в определенный период предприятию необходимы «лишние» люди. Фирма не принимает на работу дополнительных работников, а прибегает к услугам аутсорсинговых компаний, которые и предоставляют ей необходимый персонал. Например, многие крупные компании, которые в пик сезона не справляются с большим объемом звонков от клиентов, не нанимают новых операторов на постоянную работу, а заключают краткосрочные договоры с call-центрами.
По какому пути пойдет компания — будет ли принимать временных и сезонных работников или же обратится к услугам аутсорсеров — выбирать ей, но главное здесь — не вступать в конфликт с законом.
Есть компании, которые по окончании сезона приостанавливают свою деятельность. Но, как правило, такое решение может принять владелец нескольких бизнесов: консервирует один и занимается другими. Многие же фирмы, деятельность которых подвержена сезонным колебаниям покупательского спроса, по окончании сезона стараются мобильно перестроиться на другое направление бизнеса.
Деды Морозы становятся тамадами на свадьбах, свечные заводики с производства цветных праздничных гелевых свечек переключаются на обычные парафиновые, туристические компании вместо солнечной Турции начинают предлагать горнолыжные курорты в Альпах, а шиномонтажники, уже «переобувшие» все автомобили в округе, занимаются мелким ремонтом. И если найти подходящую нишу, в которую можно плавно перебраться по окончании сезона, интерес потребителя к компании не пропадет.