На фоне мирового финансового кризиса обострились проблемы нашей отечественной экономики. Не возникли, а именно обострились. В различных телепередачах чиновники всех рангов наперебой уверяют нас, что принимаются антикризисные меры, что огромные деньги выделены для помощи тем-то и тем-то, там-то и там-то. Проводятся различные дебаты о стоимости акций, валют. Биржевые новости напоминают порой фронтовые сводки.
Не знаю, на кого рассчитаны все эти телевизионные монологи и теледебаты, но я привык верить своим глазам, работать с фактами и в своих дальнейших рассуждениях постараюсь избежать какой-либо их политизации и изложить свою позицию к происходящему с точки зрения простого руководителя простого производственного предприятия.
С большинством современных экономических рассуждений, в которых прослеживается путь денег от конечного потребителя к изначальному производителю, что по сути верно, и как эта цепочка потребностей должна стимулировать производителя и создавать конкуренцию среди производителей, я знаком. Всё это хорошо и красиво только на бумаге. На практике, чтоб все эти рассуждения имели место быть, производитель должен быть поставлен как минимум в равные условия с точки зрения налогообложения и добросовестной конкуренции с купи-продай и оказателями услуг, а то и в более льготные.
Не думаю, что изобрету велосипед, если сообщу, что вся продукция , которую мы потребляем, неважно что это , одежда, продукты питания, мебель, на первом этапе изготовления продукта, является ещё только сырьём. Таким образом мебель, которая изготавливается из ДСП, ДВП, фанеры, в начальной стадии производства , в диком виде произрастает в лесу в виде берёзы, ёлки, осины. Я понимаю, что в нашем урбанистическом обществе мало кто задумывается об этом ежедневно, да это собственно и не требуется, но уверяю Вас, что не могут все люди в государстве работать парикмахерами, чиновниками, милиционерами, врачами, бухгалтерами. Любая страна и её экономика сильна своим производством. Чтобы выжить - надо производить. Чтоб хорошо жить - надо производить много и качественно, используя не истощительные методы, где это возможно.
Попробую изложить, что такое применение НДС для производителя-сырьевика :
Изначально логика НДС заключается в поощрении экспортёра продукции в условиях кризиса перепроизводства в стране. Лично я не в курсе, что у нас в стране имеет место быть этот кризис. Если это так - сообщите мне об этом. Если в нашей стране есть кризис перепроизводства в нефтяной или газовой сфере - то и НДС должен ,по логике, касаться только этих областей производства. Более того, на ряд товаров, в которых есть НДС, государством установлены заградительные таможенные пошлины ( например: фанкряж, пиловочник).О каком поощрении экспорта может идти речь ?! Я полностью согласен с правительством в той части, что далеко не все позиции по сырью целесообразно экспортировать в долгосрочной перспективе, но тогда надо быть последовательными и отменить уплату наличествующего в этих позициях НДС´а.
В начале своей статьи я упомянул о выступлении отдельных чиновников по телевизору, так вот хочу здесь сейчас добавить к этому, что когда они проводят там в своих рассуждениях параллели с другими странами и говорят, что там тоже есть НДС и он зачастую даже больше, то при этом они либо приводят крайне некорректные примеры и сравнивают Россию с небольшими Европейскими странами ( в которых кризис перепроизводства длится аж с 70ых годов прошлого столетия) , либо просто путают НДС с GST-refund. На самом деле GST-refund - это не НДС и даже не его аналог.
НДС - самый сложно исчисляемый налог. То есть, нигде в трёх строчках внятно и чётко не прописано, в каких случаях чего и как. Регулярно выходит большое количество разъяснительных документов, постоянно меняется судебная практика. Как минимум треть бухгалтеров , а то и больше, на любом производственном предприятии заняты именно НДС´ом. Здесь позволю себе маленькое отступление : Кто такой бухгалтер ??!! - Бухгалтер, это человек, кто в установленной форме объясняет налоговому инспектору, как представителю государства, чем и как занимается предприятие, что оно произвело, что закупило и как продало. Налоговый же инспектор - это человек, который от имени государства принимает у бухгалтера все эти разъяснения и пояснения.
К чему это я всё???!!! - Да просто к тому, что у нас в стране, в условиях недостачи трудоспособного населения, огромная армия умных и трудоспособных людей, миллионы человек, занята задачами, которые не имеют никакого прямого отношения к производству. При этом бухгалтера получают зарплату, работодатель оборудует им рабочие места, оплачивает регулярное обучение ( обилие изменений в законодательстве , в том числе в части НДС),обновляет консультационные программы и т.д. и т.п., что неизбежно сказывается на себестоимости и стоимости конечной продукции в сторону её увеличения. Налоговый инспектор тоже имеет рабочее место, зарплату, накладные расходы. То есть, тратит деньги того же налогоплательщика, которого он проверяет. При всех этих взаимоотношениях с налоговой инспекцией бумаги , у даже небольшого предприятия, уходят центнеры, а чаще даже тонны. Я ничего не преувеличиваю.
Если же бухгалтер с налоговым инспектором не нашли общий язык, а такое зачастую происходит просто потому, что в нашей налоговой инспекции существует палочная система. То есть существует план по возвратам в бюджет, спущенный сверху. Следовательно, есть люди , которые все эти планы составляют. И они тоже имеют рабочее место, зарплату и накладные расходы. И это тоже всё те же деньги того же налогоплательщика, которого проверяет налоговый инспектор. Так вот, если бухгалтер с налоговым инспектором не нашли общий язык, то вопрос рассматривается в суде, где с двух сторон выступают юристы, а вердикт выносит судья Арбитражного Суда. При этом все эти люди тоже получают зарплату и, по большому счёту, они тоже все получают деньги из кассы того же налогоплательщика. И именно судебные тяжбы по НДС - это значительная доля загрузки арбитражных судей, адвокатов и юристов. Заметьте, что все эти люди при этом ничего не производят, но исправно получают деньги.
Хочется спросить людей умных, опытных и знающих : Дамы и Господа, как при таком подходе вообще может идти речь о какой-либо рентабельности производства и об удешевлении товаров , в том числе и народного потребления?!
Мне почему-то хочется настаивать, чтоб создание рабочих мест перестало быть для нас и нашего государства самоцелью и чтоб при организации рабочих мест мы руководствовались в первую очередь экономическим обоснованием и здравым смыслом, не забывая при этом и про перспективы стратегического развития. Не надо относиться к своей стране , к её ресурсам и к её людям, как к дойной корове, в которой никогда не закончится молоко. Закончится. Ещё как закончится.
Аргументы сторонников НДС сводятся как правило к тому, что при отмене НДС снизится собираемость налогов в бюджет и что именно при уплате НДС´а возникает больше всего нарушений, в том числе и уголовно-наказуемых. Надо все эти нарушения раскрыть, людей недобросовестных извести - и всё сразу станет хорошо и мы все будем жить долго и счастливо.
На самом деле это бред, во всяком случаи с точки зрения государственных расходов. Отдел по Борьбе с Налоговыми Преступлениями, в составе структуры МВД, безусловно нужен. Но и там на сегодняшний день практически все оперуполномоченные занимаются именно выявлением и раскрытием преступлений по части манипуляций с НДС. И они все тоже получают зарплату и рабочие места, плюс накладные расходы. В ОпБсНП ещё есть свой штат следователей и дознавателей. Они тоже не святым духом питаются. Не забываем, что это всё те же деньги, всё того же налогоплательщика.
Нет, я не спорю, что в части НДС нарушений и преступлений действительно много. Само его наличие предоставляет широкое поле деятельности для всякого рода проходимцев при различных производствах. То есть, как среди производителей, так и среди потребителей всегда найдутся люди, которые желают без документов продать или подешевле купить. И возникают на этом фоне люди, создающие фирмы-помойки, фирмы-однодневки. И зарабатывают они деньги как на всё том же налогоплательщике, так и на конечном потребителе продукции. Их преступная деятельность и их потребности тоже заложены в стоимость конечной продукции. Но проблема на самом деле не только в этом. Подобные люди, выдавая себя за производителей, имея психологию мошенника и, зачастую, дар убеждения, составляют реальную конкуренцию на рынке сырья нормальным предприятиям производителям, так как не имеют никаких расходов , связанных с его производством, а имеют сырьё, приобретённое незаконным путём без дальнейшей уплаты НДС, которое они впоследствии предлагают предприятиям потребителям сырья по ценам значительно более низким. То есть, у них возникает 18% в стоимости, на которые они могут двигаться при продаже. Реальность состоит в том, что отдельные предприятия производители в регионах из-за этой недобросовестной конкуренции в отдельные временные периоды вынуждены работать без прибыли и даже с убытками. При этом сдача убыточного баланса практически автоматически гарантирует выездную налоговую проверку. Замкнутый круг.
Недобросовестные же люди, выдающие себя за производителей, как правило, избегают и проверок и наказания. Просто потому, что фирмы-помойки открываются по чужим паспортам или на подставных лиц. Адрес регистрации не совпадает с фактическим адресом, его может и вовсе не быть в принципе. Предприятия однодневки вовремя закрываются путём переоформления собственника, директора, путём снятия с учёта в налоговом органе для, якобы, дальнейшей постановки на учёт в другом регионе. Это целая индустрия! Но деньги не берутся из воздуха. Всё это тоже заложено в стоимость готовой продукции.
Бизнес чёрного перекупщика сырья мультиприбылен. Пусть не в конечных цифрах, но уже хотя бы потому, что не требует изначально никаких вложений и не подразумевает никакой ответственности. В случае серьёзных проблем с налоговыми органами эти люди просто уезжают из страны куда-нибудь на Украину или в Среднюю Азию. Лично мне неизвестны случаи, чтоб кто-то из чёрных перекупщиков ответил перед законом и оказался в местах не столь отдалённых. Многие процветают уже десятилетиями, меняя названия, подельников и контрагентов.
То есть, на сегодняшний день имеем простую ситуацию : добросовестный налогоплательщик, производственник, который несёт всю полноту ответственности перед людьми и государством, с которого есть что взять, существуя в условиях недобросовестной конкуренции, несёт значительные расходы для объяснения государству своей деятельности, платит налоги, чтоб государство его регулярно проверяло и боролось с людьми недобросовестными. Но воз и ныне там.
Неужели кто-то всерьёз считает, что вся эта бурная деятельность того стОит?!
Но и это ещё не всё. Как известно, государство плательщиком НДС не является. Таким образом, например , при аренде лесного фонда, НДС´а на входе нет и быть не может. НДС в части расхода может возникать только в части ГСМ и запчастей к автомобилям и тракторной технике. Но это капля в море по сравнению с НДС в готовой продукции. Для любого лесозаготовительного предприятия НДС является, по сути, налогом с оборота. Но при этом эти предприятия, находясь на общей системе налогообложения, платят и все остальные налоги, включая налог на прибыль, в полном объёме. Эту ситуацию, при определённых условиях, в отсутствии недобросовестной конкуренции, можно было бы признать нормальной, хотя лично я и не согласен и с подобной трактовкой. Но имеем то что имеем : на основании вышеизложенного мной, на рынке есть крупные игроки, потребители сырья, кто на входе не делает различия в цене в зависимости от того, есть в этой цене НДС или нет его. Это их метод борьбы с чёрными перекупщиками, но этот метод больно и почти смертельно бьёт по реальным производителям.
Думаете, что бред?! - Отнюдь. Наёмные работники, в особенности руководители, не всегда понимают ответственность при принятии тех или иных решений и слишком часто не руководствуются в своих решениях стратегической перспективой и не всегда даже просто владеют ситуацией. На больших производствах такое происходит сплошь и рядом. Именно поэтому так важно изначально правильно задать правила игры и расставить точки над "и". Можно бесконечно принимать половинчатые решения, выгодные какой-либо из сторон, но по сути это проблемы не решает.
Что хочется и что предлагаю :
Не надо бизнесу помогать, не надо выделять бюджетные деньги банкам или покупать неликвидные на сегодняшний день предприятия. До рядовых производителей эти деньги всё равно не дойдут и никакой банк не предложит им кредит на приемлемых для них условиях, как бы руководства банков не заверяло бы в этом чиновников в Москве. Пусть эти деньги останутся у государства и будут пущены в социальный сектор или на оборону страны. Надо помнить, что это деньги всё того же налогоплательщика. Которые до него всё равно не дойдут в трудную для него минуту в форме любой помощи.
Надо бизнесу не мешать. Считаю, что простая отмена НДС как минимум для предприятий производителей сырья, а то и в целом по стране, позволила бы оставить не у дел массу проходимцев от бизнеса, оздоровить экономику, сократить штат МВД и Налоговой Инспекции, перенацелить юристов, адвокатов и арбитражных судей на решение более насущных проблем, сократить как производственные, так и государственные расходы в части количества сотрудников и объёма общехозяйственных расходов.
Не думаю, что решение об отмене НДС ситуацию разом из плохой превратит в хорошую. Но важным этапом в оздоровлении экономики вполне будет являться. Не думаю, что отмена НДС как-либо может отразиться на собираемости в бюджет, разве что собираемость увеличится за счёт реального, а не на бумаге, роста экономики за счёт увеличения объёма производств и за счёт роста производительности труда.
Михаил Котлов
Источник: RBC.RU