МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 28 июля 2003 г. N БГ-3-09/426
ОБ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
**********************************************************
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 сентября 1999 г. N 7659-ЭР
**********************************************************
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Принят
Государственной Думой
13 июля 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
20 июля 2001 года
Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица
Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица - головной организации.
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 24 настоящего Федерального закона, осуществляет аккредитацию филиала иностранного юридического лица.
Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Закону либерализация регистрации организаций с иностранными инвестициями сводится в основном к следующему:
- Исключение "двойной" регистрации (в регистрирующем органе по месту создания организации с иностранными инвестициями и в ГРП).
- Срок любой регистрации (создания предприятия, изменения его учредительных документов, реорганизации или ликвидации) ограничен сроком в 5 дней (статья
. Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее 1 дня с момента регистрации (статья 11(3)). Таким образом, вся регистрация не должна занимать более 6 дней.
- Узаконено отправление Регистратору документов по почте ценной бандеролью с описью вложения для целей регистрации (статья 9(1)). Хотя вряд ли этот способ будет популярен, если только почтовые организации не улучшат качество и скорость своей работы.
- Закон устанавливает, что для регистрации юридического лица требуется представить Регистратору всего 5 документов: (1) заявление, (2) решение или договор о создании, (3) учредительные документы, (4) выписку из реестра иностранных юридических лиц (для иностранного учредителя) и (5) документ об оплате государственной пошлины (статья 12). Регистратор не вправе требовать предоставления иных документов (статья 9(4)). Таким образом, пакет документов, представляемых иностранным учредителем, значительно уменьшился, в частности, отпала необходимость представлять такие документы, как письмо банка о платежеспособности иностранного учредителя.
- Регистратор не вправе проводить проверки (экспертизы) представленных документов, в частности, на предмет их соответствия российскому законодательству или соблюдения формальностей, установленных законом, например получения согласований от антимонопольного органа и прочее. Законными основаниями отказа в регистрации являются только два: предоставление не всех документов, требуемых Законом для регистрации, и предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (статья 23). Во исполнение этих положений Закона отменена статья 20(2) Закона РФ "Об иностранных инвестициях", согласно которой можно было отказать в регистрации организации с иностранными инвестициями "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
- Закон проясняет и упрощает процессы реорганизации и ликвидации юридических лиц. Установлен исчерпывающий перечень документов для регистрации таких процедур - 6 документов при реорганизации и 3 документа при ликвидации. Разрешительные процедуры при ликвидации предприятия заменены на уведомительные в части формирования ликвидационной комиссии и содержания ликвидационного баланса (статья 20). В связи с этим из статей 62 и 63 ГК РФ исключено требование о получении согласия Регистратора по указанным вопросам.
- Закон вводит принцип открытости сведений о регистрации. Любое лицо в течение не более чем 5 дней с момента запроса вправе на платной основе получить от Регистратора либо справку о зарегистрированных сведениях о юридическом лице, либо копии документов, содержащихся в регистрационном деле (например, учредительные документы). Исключение составляют паспортные данные физических лиц и их ИНН, данные о которых предоставляются исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией (статья 6). Размер платы за предоставление информации (выписка из государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица) установлен Постановлением Правительства РФ N 438 от 19 июня 2002 года и составляет 2 или 4 МРОТ за каждый документ в зависимости от срочности.
Ложка дегтя
Практике еще предстоит выявить недостатки и просчеты Закона. Ниже мы хотели бы обратить внимание на три потенциальные проблемы.
Проблема первая. Несмотря на заявления высокопоставленных чиновников из МНС, принятые на данный момент акты не содержат ясного подтверждения тому, что постановка юридического лица на налоговый учет производится одновременно с его государственной регистрацией.
Проблема вторая. В отличие от ранее действовавшего порядка, после регистрации у юридического лица в качестве доказательства таковой остается только Свидетельство о государственной регистрации. Зарегистрированный устав не содержит штампа Регистратора о регистрации (как делалось ранее) или иных отметок Регистратора, подтверждающих, что именно эта редакция устава была зарегистрирована. Чтобы быть уверенным в своем партнере и соблюдении им положений учредительных документов при заключении конкретной сделки, юридическому лицу каждый раз будет необходимо обращаться к Регистратору за копией учредительных документов своего партнера, ждать 5 дней и выплачивать по 2 МРОТ за каждый документ (или же, заплатив 4 МРОТ за документ, получить возможность ознакомиться с ним на следующий же день) <*>. Вряд ли можно назвать такую меру прогрессивной. Более того, это может стать поводом для махинаций со стороны недобросовестных компаний.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438.
Проблема третья. Постановлением Правительства N 438 определено, что Регистратор в течение 5 дней после регистрации юридического лица направляет сведения о такой регистрации территориальным органам Госкомстата РФ. Получив такие документы, органы Госкомстата РФ в течение 7 дней выдают или направляют юридическому лицу сведения о присвоенных кодах. Такая процедура не предусматривает права органов Госкомстата РФ принимать документы от самого юридического лица. Однако ничего не говорится о том, что делать юридическому лицу, если Регистратор вовремя не направил требуемые сведения органам Госкомстата РФ или направил, но они их не получили (затерялись на почте и прочее). До тех пор пока наладится взаимодействие между Регистратором и органами Госкомстата РФ и не будет решена проблема номер один, описанная выше, юридическое лицо может столкнуться с серьезными проблемами, поскольку по существующей практике при постановке на налоговый учет предприятию требуется представить статистические коды, и только после постановки на налоговый учет оно сможет открыть счет в банке.
Обязательства в процессе регистрации
Одновременно с упрощением процесса регистрации Закон ужесточает ответственность лиц, вовлеченных в такой процесс.
Лицо, которое подает документы на регистрацию (далее - Заявитель), несет значительную ответственность за правильный подбор таких документов. Закон предполагает, что Заявителем является физическое лицо. Заявитель должен представить Регистратору свои паспортные данные и ИНН (при его наличии) (статья 9). В заявлении на регистрацию юридического лица Заявитель гарантирует Регистратору, что представленные учредительные документы соответствуют законодательству РФ, содержащиеся в них сведения являются достоверными и все формальности, необходимые для создания юридического лица (в частности, оплата уставного капитала, получение необходимых разрешений от уполномоченных государственных органов и корпоративных согласований), соблюдены надлежащим образом (статья 12(а)). Форма заявления установлена Постановлением Правительства РФ N 439 от 19 июня 2002 года. Аналогичные по смыслу заверения должны содержаться в заявлении на регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица, его реорганизацию и ликвидацию. Подпись Заявителя на заявлении заверяется нотариусом.
За непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений заявителем и/или самим юридическим лицом установлена ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ либо, в случае предоставления заведомо ложных сведений, в виде дисквалификации на срок до трех лет (ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, за предоставление Регистратору заведомо ложных сведений, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, статьей 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность до 3 лет лишения свободы.
Регистратор также вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений, носящих неустранимый характер, а также в случае неоднократных или грубых нарушений правил регистрации (статья 25(2)).
Прогрессивность Закона состоит и в том, что кроме ответственности Регистратора, о которой указывается ниже, он предусматривает обязанность Регистратора возместить юридическому лицу ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации или уклонением от регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по вине Регистратора (статья 24(1)).
Действующая статья 169 УК РФ устанавливает, что при неправомерном отказе в регистрации или уклонении от регистрации Регистратор может быть привлечен к уголовной ответственности, по которой в качестве максимального наказания установлено лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет или штраф в размере до 500 МРОТ. Статья 14.25 КоАП РФ устанавливает ответственность Регистратора за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений из Реестра и несвоевременное или неточное внесение данных в Реестр. Наказание за эти правонарушения - штраф до 20 МРОТ.
Несмотря на значительный шаг в сторону либерализации, Закон показывает, что РФ пока еще не готова к регистрации по принципу "одного окна", который существует на Западе. По-прежнему предприятию после государственной регистрации потребуется самостоятельно обращаться в налоговые органы для постановки на налоговый учет, для регистрации во внебюджетные фонды, изготавливать свою печать, открывать счета в банке и прочее. Тем не менее, по нашему мнению, Закон прогрессивен и будет способствовать дальнейшему притоку инвестиций в экономику Российской Федерации.