Стоимость входного билета: от 2 млн. руб. за минимальный комплект вертикальной теплицы с автоматизацией и ПО.
Окупаемость 4-5 лет.
Рынок вертикальных ферм еще находится в процессе становления. Сочетание достижений в сельском хозяйстве, промышленности и ИТ позволяет создать принципиально новый продукт. iFarm был необходим бренд, который бы объединил в себе принадлежность сразу к нескольким индустриям, был интересен как бизнесу, так и конечному потребителю, и создавал образ «зеленой», но в то же время технологичной компании.
Ребята из iFARM - это бывшие создатели ALAWAR и да, игра "ферма" тоже их
Что такое вертикальные фермы и как они устроены?
Вертикальные фермы принципиально отличаются от традиционных тем, что растения выращиваются внутри помещений в искусственных условиях. Это позволяет создавать для них оптимальную среду и увеличить интенсивность использования пространства. Такие фермы можно устанавливать где угодно: в городах, пустынях, под землей, на воде, в магазинах, аэропортах и жилых домах.
Для передачи питательных веществ к растениям в вертикальных фермах используются несколько различных методов: гидропоника, аэропоника и аквапоника. Эти технологии позволяют растениям обойтись без почвы. В качестве источника света применяют светодиодные лампы, способные заменить солнечные лучи. Обслуживание таких ферм роботизировано, умные датчики анализируют почву, состояние растений и уровень освещения, передавая информацию системам полива и подпитки удобрениями, регулируя тип и интенсивность света, содержание питательных веществ, температуру, влажность и уровень углекислого газа.
Запрос на вертикальные фермы
Интерес к вертикальным фермам связан с вызовами, с которыми столкнулось человечество в последние десятилетия:
беспрецедентный рост населения планеты, чьи растущие потребности сказываются на экологии. Важнейшей из них является потребность в пище — в следующие 30 лет население планеты вырастет более чем на 2 млрд человек. Это увеличит нагрузку на сельское хозяйство и агрохимический сектор;
увеличение средней продолжительности жизни людей также стало большим вызовом. Чем дольше человек живет, тем больше у него хронических заболеваний, тем острее необходимость поддерживать себя в форме, которая диктует высокие требования к питанию.
Хотя мы редко задумываемся об этих факторах в повседневной жизни, они напрямую влияют на формирование потребительских трендов, которым мы следуем. Среди них агентство-измеритель Nielsen выделяет:
локально произведенные продукты — они реже подвергаются химической обработке, так как не транспортируются на дальние расстояния;
эко-лейблы — интенсивное использование сельскохозяйственных угодий часто приводит к злоупотреблению химическими удобрениями, в связи с чем эко-лейблы становятся почти так же значимы, как бренды производителей;
прозрачность в коммуникациях продукта — доступ к цифровым коммуникациям формирует запрос на полную информацию о процессе производства продукта и его влиянии на окружающую среду и общество;
функциональность — продукты с полезными свойствами становятся важной составляющей рациона, позволяя компенсировать нехватку полезных веществ.
Эти тренды оказывают огромное влияние на сельское хозяйство — как на технологии производства, так и на технологии маркетинга конечной продукции. Воплощением этих изменений стала индустрия вертикальных ферм, подвергающая пересмотру все этапы цепочки производства.
Преимущества и недостатки вертикальных ферм
Идея высотного здания, предназначенного для разведения сельскохозяйственных культур в городских условиях, появилась еще в 1909 году в иллюстрации к футуристической статье в одном из журналов. Термин «вертикальная ферма» появился шесть лет спустя благодаря работе американского геолога Гилберта Бейли, а в 1960-х годах появилась и первая такая ферма. Впрочем, тогда эта идея еще не была популярна, а ее реализация требовала слишком больших вложений, так что первый успешный опыт состоялся только в 2009 году в Корее, а первая коммерческая вертикальная ферма появилась лишь в 2012 году в США.
Пионер индустрии, AeroFarms, уже привлек более $238 млн инвестиций, причем в последнем раунде на $100 млн участвовали власти Абу-Даби, где компания построит крупнейший R&D-центр по вертикальному фармингу в мире.
Вместе с тем, рентабельность вертикальных ферм пока остается под вопросом. Дорого стоит и строительство ферм (ферма AeroFarms в Нью-Арке в 2016 году обошлась компании в $30 млн), и их обслуживание. Например, ферма компании Agritecture площадью около 2,8 тыс. кв. м в пригороде Нью-Йорка ежегодно расходуют не менее $216 тыс. на освещение и электричество и еще $120 тыс. на поддержание систем вентиляции и кондиционирования.
Бизнес-модели и бренды вертикальных ферм
Хотя сами вертикальные фермы работают по одному принципу, их бизнес-модели могут отличаться, в зависимости от того, на какую часть производственной цепочки они делают акцент. Соответственно, различается и их позиционирование.
Так, например, компания AeroFarms, строящая крупные объекты по всему миру, своей основной целью видит трансформацию сельского хозяйства и борьбу с глобальным продовольственным кризисом. Другой пример — калифорнийский стартап Plenty (привлекла $226 млн инвестиций) — является экспериментальной площадкой для культивирования новых сортов растений и вкусов. Берлинский стартап Infarm ($134,5 млн инвестиций) считает своей миссией превращение городов в фермы, а городских жителей — в новых фермеров: в отличие от AeroFarms, он создает мобильные модули, которые можно устанавливать в продуктовых магазинах, ресторанах, торговых центрах и школах.
В большинстве случаев вертикальные фермы — это b2b-продукт, ориентированный на рестораны и ресторанные сети, офисы крупных корпораций или авиакомпании, а также продуктовый ретейл, которому необходимо получать один и тот же продукт круглый год, не завышая цену на сезонные предложения.
Впрочем, каждая из этих компаний стремится выйти на конечного потребителя, ведь именно так бренды их продукции — локальной, экологичной, прозрачной и полной полезных веществ — способны приносить им максимальную доходность. Неудивительно, что компании в индустрии вертикального фарминга уделяют повышенное внимание своему брендингу. Интересный кейс здесь представляет AeroFarms — компания, позиционирующая себя как промышленное решение, была вынуждена создать для своей продукции отдельный бренд Dream Greens.
Другие производители вертикальных ферм, с меньшим наследием и отличной стратегией делали после привлечения инвестиций ребрендинг, чтобы их дизайн лучше соответствовал визуальным и потребительским трендам. Например, Infarm ушли в своем позиционировании от чисто технологической компании, и в дизайне произошла настоящая революция. Ранее в логотипе использовался технологичный шрифт с острыми углами, который был набран в верхнем регистре; после ребрендинга он приобрел скругленные очертания, а название теперь набрано строчными буквами, что также сделало его более «дружелюбным».
Будущее вертикальных ферм
Известный идеолог вертикальных ферм Диксон Депомье утверждает, что если бы каждый город на Земле производил 10% потребляемых продуктов внутри зданий, мы бы смогли вернуть лесу 880 тыс. кв. км пахотных земель. Для сравнения — в ходе лесных пожаров в Сибири в 2019 году пострадали от 30 до 55 тыс. кв. км.
Это громкое утверждение, видимо, не берет в расчет текущую стоимость вертикальных ферм и их потребности в энергии. По некоторым подсчетам, стоимость буханки хлеба, полученного из выращенной на такой ферме пшеницы, при сегодняшних затратах составит порядка $15 или более 1 тыс. руб.
Вместе с тем, вертикальные фермы уже меняют образ мегаполисов. Стремление к гармонии с природой и экологическое сознание оказывают значительное влияние на стиль жизни современных горожан и создают запрос на иную городскую среду. И у брендов вертикальных ферм, которые смогут удовлетворить этот запрос, есть шанс найти немало клиентов, которые захотят приобщиться к городскому фермерству. Текущие тренды позволяют предположить, что в скором времени многие захотят не только питаться более здоровой пищей, но и участвовать в ее производстве наравне со своими соседями. «Бренды единства», которые предложат им зеленые фермы, станут полноправными участниками в строительстве нового будущего.
В России, к слову, в 2020 году наконец разрешили использовать крыши жилых домов для озеленения. Возможно, что и там будут использоваться технологии вертикальных ферм.