Производство плитки – это свой бизнес, который приносит хорошую прибыль. Несмотря на кризис, спрос на тротуарную плитку держится на уровне. Цены на готовое изделие несколько упали, но и цемент подешевел почти вдвое. Производители плитки не жалуются, но чтобы остаться на плаву приходится вовремя реагировать на капризы клиентов.
Интересным направлением стало производство плитки для дачников. Специалисты-плиточники не советуют стартовать с городского рынка. Действительно, плитка в городе предполагает большие объёмы, которые начинающему бизнесмену будет сложно осилить, да и сама сфера поделена между крупными «собратьями».
Кризис отразился, главным образом, на крупном плиточном производстве, так как строительство в городах приостановлено, торговля спала, что в свою очередь сказалось на объёмах, поступающих в работу заказов. Крупное производство ждёт возобновления спроса на свою продукцию, но время не стоит на месте. В результате – простои и убытки. До наступления кризиса такие предприятия были загружены на 70%. Большая часть заказов – городские заказы, которые сократились.
Намного проще работать небольшим плиточным фирмам. Спрос на их продукцию ничуть не хуже, чем в прошлом году. Умные дачники стараются освоить производство плитки самостоятельно в кустарных условиях.
Рынок
Плиточный рынок до 2008 года рос, не отставая от строительства, в среднем на 15-20% ежегодно. Компания Research Techart провела исследование, в ходе которого выяснилось, что объём реализации достиг уровня 11 млн. м2. Конечно, кризис и здесь заявил о себе. В начале 2008 года цена плитки возросла где-то на 20%, но на конец сезона стоимость упала в 2 раза. Своё слово сказали стандартный осенний спад на продукцию и понижение цен на цемент.
За годы работы плиточного производства подтвердилось мнение о том, что рынок тротуарной плитки – региональный. Если принимать в расчет вес готового изделия, себестоимость и размеры, то нецелесообразно перевозить плитку на дальние расстояния. Оптимальным расстоянием для доставки подобного груза считается расстояние, не превышающее 500 км.
Сделать выбор в пользу организации мелкого плиточного производства позволяет технологический фактор. Различают плитку литьевую и прессованную. С первым видом работать сложнее, так как она является очень хрупким материалом, не выдерживающим транспортировки на дальние расстояния. Другое дело прессованная плитка, отличающаяся прочностью, востребованными формами (ромашка, катушка, волна). Одно «но» - производство такой плитки нацелено на большие объёмы. Цена м2 плитки прессованной составляет 400-500 рублей. Кроме того, для организации подобного производства требуются внушительные начальные вложения – около 4 млн. рублей.
Как же стать производителем тротуарной плитки при минимальных вложениях?
Для начала предстоит решить вопрос по приобретению средств производства. Основными будут вибростол и бетономешалка. Купить готовый вибростол обойдётся в 20 тысяч рублей, небольшую бетономешалку – 10 тысяч рублей.
Некоторое время уйдёт на поиск подходящего помещения под производство. Как вариант можно рассмотреть предложения риэлтерских компаний. Для начала будет достаточно площади в 100 м2. В среднем аренда варьируется от 100 до 150 рублей/м2. Таким образом, расходы на ежемесячную аренду помещения составят 10-15 тысяч рублей. Для производства плитки энергии много не потребуется, но с запасом можно выделить ещё 5 тысяч рублей.
Также на производстве не обойтись без форм для литья плитки. Они доступны в свободной продаже. Для начала будет достаточно с десяток форм. Средняя стоимость 1 м2 каждого образца составит около 1.5 тысячи рублей. Расходы на формы в итоге составят 15 тысяч рублей.
Помещение найдено, основное оборудование закуплено, но этого мало. Встаёт вопрос освоения технологии производства. Обидно тратить на технологию больше, чем на закупку оборудования, но продавец ценной информации устанавливает цены сам. Можно поискать технологию с обучением, стоимость которой будет варьироваться в пределах 50-140 тысяч рублей. Освоение технологии – важный момент, имеет смысл раскошелиться.
Предстоит подсчитать расходы на сырьё для первого месяца работы. Итак, гранитный отсев будет стоить 800-1000 рублей за м3. Для производства лучше закупить турецкий высокомарочный цемент – цена 200 рублей/мешок. Не обойтись и без красителей. Цена колеблется от 70 до 300 рублей за килограмм. К перечню добавим пластификаторы – цена 60 рублей за килограмм. Итак, для производства 2 000 м2 тротуарной плитки в месяц выложить на сырьё придётся около 800 тысяч рублей.
Итак, подсчитаем текущие расходы. Предстоит потратить:
1. На оборудование и аренду – 120 тысяч рублей;
2. На сырьё – 800 тысяч рублей;
3. На зарплату сотрудникам можно отвести бюджет 80 тысяч рублей (для мастера – 50 тысяч рублей + 2 человека-помощника – по 15 тысяч рублей).
В общем, вложения составят около 1 млн. рублей.
Однако в процессе работы можно столкнуться с проблемой сбыта. Как их решить?
Мы живём в век информатизации и компьютеризации, то есть можем задействовать интернет для получения выгоды, поиска клиентской базы. Можно создать свой сайт с указанием особенностей и достоинств технологии, предоставить контакты и изображения образцов выпускаемой продукции.
Итак, информационная составляющая бизнеса и привлечение клиентов будут стоить:
1. Создание сайта – от 300$;
2. Продвижение и раскрутка сайта в сети – около 1 000$.
Однако есть ещё люди, которые на интернет смотрят, как нечто чуждое и непонятное. Для таких «дачников» можно организовать продажу на строительном рынке. Здесь аренда места площадью 30 м2 на месяц может стоить 100-130 тысяч рублей. Затраты большие. Однако можно воспользоваться другой схемой для привлечения клиентов. Например, договариваемся с продавцом о том, что он будет выставлять стенд с рекламой плитки, но не бесплатно. С каждой такой продажи он имеет 10%. Вариант удобный и простой. Самое главное – работающий.
Можно воспользоваться «народной молвой» или сарафанным радио. Как?
Например, дачник видит, как у соседа укладывают новенькую плитку, проходит время, но она держится. Просыпается интерес, он расспрашивает своего соседа об изготовителе, хочет плитку для себя. Плиточникам-частникам проще живётся в сезон. Объявление в газете и старые связи помогают в поиске заказчиков. Можно мастеру-плиточнику предложить 10% от цены плитки за простую рекомендацию, что обеспечит сбыт от 300 до 500 м2 в месяц.
В целях экономии первое время можно работать без офиса.
Итак, если сложить все возможные расходы, то организация производства тротуарной плитки обойдётся около 1.1 млн. рублей. Инвестиции в этот бизнес окупаются примерно за промежуток времени апрель-октябрь. Однако предстоит готовиться к тому, что в зимнее время бизнес будет терпеть убытки – скидки вряд ли помогут. Зимой придётся потратить около 90 тысяч рублей только за аренду при том, что работа будет стоять на месте.
Во внесезонных расходах нет ничего страшного, так как эти деньги можно отработать в сезон. Кроме того, можно задуматься о расширении бизнеса – закупленное оборудование можно использовать для производства облицовочного камня и небольших архитектурных форм.
Таким образом, идея бизнеса представляет интерес. Нехитрые средства производства, индивидуальная работа для каждого заказчика и соблюдение технологии способны принести доход организатору дела.