Предлагаю вашему вниманию достаточно сложную и, может быть даже, неоднозначную идею родом из США.
Эпиграф будет такой. Однажды американец Рик Кригер вместе с сыном сидел в длиннющей очереди на прием к детскому врачу и задался простым вопросом: если существуют не только крупные официальные автосервисы, выполняющие весь спектр работ, но и небольшие автомастерские, способные лишь поменять масло или тормозные колодки, то почему бы по этом принципу не организовать и медицинское обслуживание?
Если разобраться, половине посетителей поликлиники или скорой помощи и не требуется помощь квалифицированного врача или тем более госпитализация. С большинством «ходовых» недугов быстрее, дешевле, а может даже и профессиональнее справится обычная квалифицированная медсестра. Вывод логичный с точки зрения здравого смысла, но абсолютно крамольный с позиции фундаментальной медицины…
Как бы то ни было, десять лет назад в крупных торговых центрах США появились первые медицинские киоски –
MinuteClinic. В каждом киоске дежурит медсестра со степенью бакалавра (четыре года обучения), имеющая лицензию на выписку рецептов. Время работы – с утра до вечера. В кабинетах есть необходимые медицинские приборы, компьютеры, соответствующие программы.
Работа MinuteClinic очень жестко регламентирована. Составлен список заболеваний и симптомов, по которым ведется прием (примерно 30 позиций), есть ограничения по возрасту (детей и пожилых людей все же отправляют к дипломированным врачам), в тяжелых случаях также направляют в больницу и т.п… Однако своего клиента, причем массового, киоски MinuteClinic все же получают. Все-таки вполне уместна аналогия с заменой масла в автомобиле – это простая услуга, не требующая визита в модный автосервис, и е пользуются миллионы людей…
Средний счет за прием посетителя - $59, время на осмотр 10-15 мин. Еще раз подчеркну, что больных принимают лишь с типовыми, несложными проблемами – растяжения, простуды, вывихи, небольшие ожоги и т.п…
Основным препятствие для развития была, естественно, традиционная медицина. Врачи сомневались в качестве предоставляемых услуг, говорили о недопустимости лечения у медсестер и вообще, где это видано, чтобы медицину переносили в магазин низких цен?..
Однако MinuteClinic твердо стояли на своем позиционировании – брали на себя лишь легкие и несложные заболевания (а их массы!), а серьезных больных по-прежнему предоставляли традиционным больницам.
Ощутимые деньги MinuteClinic стали зарабатывать, когда удалось договориться с профсоюзными организациями – оплата лечения за счет медицинских страховок. Профсоюзы (если кто забыл, это еще та мафия) преследуют свои выгоды – оплачивать визит в медицинский киоск за $40-60 ощутимо выгоднее, чем прием у врача за $100-150.
В настоящее время в США работает уже свыше 100 киосков MinuteClinic, причем некоторые из них находятся даже в поликлиниках! Месячная выручка измеряется миллионами долларов…
По поводу возможной адаптации этой идеи у нас в стране есть только одно замечание – человеческий фактор. Что такое районная поликлиника, какие там бываю очереди, а главное, какой встречается персонал, - все знают… Но все это дело вполне компенсируется (почти) бесплатностью. Если уж брать деньги за медицину, то, как минимум, нужно избавиться от фельдшеров с менталитетом «вас тут много, а я одна»…
Насчет нормативных документов и законов, регламентирующих работу медцентров, ничего не знаю… Было бы любопытно услышать мнения профессионалов.