Хорошая статья из газеты Клаксон:
Бизнес на дефицитеКак известно, очереди на популярные марки автомобилей достигают несколько месяцев.
ВСЕМИРНАЯ паутина пестрит сообщениями вроде «Продам очередь на автомобиль…». Прежде всего это относится к «Ford Focus» и «Mazda 3». Если сделать заказ у официального диллера сейчас, то автомобиль можно будет получить через пять-шесть месяцев. Если же приобретать «Фокус» или «трешку» через «отказников», то уже через две-три недели можно стать владельцем таких машин. Более того, при желании есть шанс даже подобрать интересующую комплектацию, цвет и двигатель.
Кстати, покупка очереди в ближайшее время, по всей видимости, станет единственной возможностью приобрести наиболее доступный «Ford Focus». Дело в том, что с недавнего времени диллеры перестали принимать заказы на эти автомобили с двигателем объемом 1.4 и 1.6 л. В автосалонах такие меры объясняют большим объемом заказов на такие модели и нехваткой двигателей на заводе. Когда можно будет оформить заказ на эти модификации – пока неизвестно. По некоторым данным, такая возможность появится не раньше чем через полгода. Вполне вероятно, что и «ценники» в предложениях по продаже очереди на такие машины будут переписаны в сторону увеличения.
Стоимость очереди прежде всего зависит от срока поставки машины. Чем меньше времени остается до «часа икс», когда автомобиль появится у диллера, тем больше денег придется отдать за возможность его приобретения.
Между тем, приобрести автомобиль без длительного ожидания можно и не переплачивая. Иногда встречаются объявления о безвозмездной передаче очереди. Как правило, их дают люди, которым надоело ждать машину и они приобрели себе другую.
Впрочем, у приобретения дефицитной модели вне очереди есть и подводные камни. Например, некоторые фордовские диллеры отказываются переоформлять очередь, ссылаясь на борьбу с «черным рынком» автомобилей. Исключение, как правило, делается для близких родственников.
Официальные представительства повлиять на диллеров здесь не могут. «То, что в некоторых автосалонах отказываются переоформлять очереди на «Ford Focus»,-инициатива самих продавцов, - рассказала PR-менеджер представительства «Ford» в России.- С нашей стороны никаких подобных указаний не было. Все, что мы можем сделать, - это увеличить производство автомобилей, над чем сейчаси работаем».
Похожего мнения придерживаются и в «Мазде». «Бороться с очередями мы будем увеличением квот для России. Отлавливать людей, продающих очередь, или запрещать ее переоформление мы не намерены», - сообщила Мария Магвайер, PR-менеджер российского представительства «Mazda».
Что же касается других дефицитных автомобилей, например «Toyota Camry», «RAV4» и т.д., то объявлений о продаже очередей на них нам обнаружить не удалось. Причина проста: в основной массе очередями на дефицитные автомобили торгуют люди, для которых подобный бизнес стал если не основным, то весьма значительным источником доходов. Со стартом продаж они встают в очередь сразу на несколько машин, а когда подходит срок получения, вывешивают на сайтах соответствующие объявления. Поскольку продажи вышеперечисленных моделей начались относительно недавно, такие объявления – большая редкость.
Кирилл Сазонов, "Клаксон"