10 ошибок при получении гранта в 300 000 рублей.
Меня зовут Загайнов Михаил. У меня своё консалтинговое агентство – мы занимаемся разработкой бизнес-планов и экономическим консалтингом.
Кризис наглядно показал Правительству, что только малый бизнес в долгосрочном плане может стать «хребтом национальной экономики». Он же показал всю опасность сырьевого развития. Из-за кризиса и резкого сокращения стоимости экспортируемых товаров (по данным Центробанка стоимость экспорта за первое полугодие 2009 года сократилась на 58 !!! %).
И Правительство стало помогать малому бизнесу по всем фронтам. Мне даже смешно стало – оказывается «может, когда захочет». Я лет 5 уже пристально слежу за развитием поддержки малого бизнеса, а такого не видел: госчиновники гоняются за предпринимателями с просьбой взять у них деньги на открытие бизнеса!
Говорят, многих чиновников даже поувольняли из-за того, что деньги малому бизнесу выделяются, но возвращаются обратно в бюджет «из-за невостребованности».
Речь идёт о тех самых пресловутых 300 000 рублей, которые в массовом порядке начали раздавать предпринимателям в большинстве регионов РФ.
Успех российского малого бизнеса – это успех моего консалтингового агентства. Поэтому, получив опыт разработки и защиты бизнес-планов для получения гранта, я хотел бы поделиться основными ошибками, которые делаются предпринимателями при его составлении.
Грант выдаётся либо под бизнес-план, либо на компенсацию уже понесённых вложений. Мы рассматриваем случай, когда грант выдаётся под бизнес-план.
Ошибка 1. Указывание необходимой потребности в инвестициях в 300 000 рублей. Крайне опасное занятие. У комиссии обязательно появится подозрение, а не подгонкой ли цифр Вы занимаетесь?
Плюс, запрашивая лишь 300 000, Вы демонстрируете, что своих денег не хотите вкладывать и просто пришли за деньгами.
Поэтому, пропишите в бизнес-плане, что потребность в финансировании – 450 – 600 тысяч рублей, из которых 300 000 – денежные средства гранта, а остальное – привлечённые Вами средства.
Отчитаться Вас попросят лишь за средства гранта, а уж если и придёт проверка, то всегда можно сказать «бизнес есть бизнес», «денег мне не дали», «заболел родственник» - ну да Вы и сами всё прекрасно понимаете.
Можно запросить сумму, меньшую 300 000. Например, если Вы открываете фирму 1С и закупаете офисную технику и мебель, то 300 000 – это перебор. Однако, если бизнес-план составите грамотно – денежки Вам выделят.
Ошибка 2. Малое количество работников в бизнес-плане. Запомните, чем больше «на бумаге» работников Вы трудоустраиваете, тем более социальнозначимым является Ваш проект, и тем охотнее Вам выделят деньги. Ведь это святое для чиновников – борьба с безработицей, и особенно – на бумаге. Сами понимаете прекрасно.
Поэтому, не поскупитесь расширить на бумаге свои штаты. Пририсуйте дополнительных работников, введите ночные смены и т.п. Расходы на фонд оплаты труда у Вас увеличатся, поэтому, чтобы бизнес-план не ухудшил показателей эффективности – грамотно увеличьте сбыт.
Ошибка 3. «Хочу машину». Видел и такие ситуации. Запомните, государство в основном выдаёт деньги на основные средства – оборудование, мебель, оргтехнику. На машину Вам выдадут деньги скорее всего, если Вы фермер, да и то, необходимо, чтобы большая часть остальных трат была на другие цели – типа скота, оборудования и т.п.
Также машину можно попросить, если она действительно существенно увеличит производительность Вашей компании. Но, лучше всего тогда брать подержанный автомобиль за «недорого», а остальную часть гранта тратить на другие цели.
Ошибка 4. Нечёткое указание в бизнес-плане списка того, что Вы хотите приобрести на средства гранта. В бизнес-плане о-б-я-з-а-т-е-л-ь-н-о должна быть строка или таблица с чётким описанием того, что Вы хотите приобрести. Необходимо точное наименование оборудования, вплоть до буквы, до цифры, если есть – её артикул. Если этого не будет – Ваш бизнес-план может просто не дойти до защиты со всеми вытекающими подробностями.
Ошибка 5. Отсутствие приложенных «доказательств» сбыта. Без них, Ваши рассуждения о сбыте – лишь теоретическое изложение Ваших мыслей, верить которым никто не собирается. Выход очень простой – составьте пару договоров о намерениях с Вашими будущими клиентами, снимите с них копии, заверьте своей рукой и вшейте в качестве приложений в конце бизнес-плана. Все организации должны быть реально действующими. И при проверке люди «там» должны подтвердить договор с Вами. Будет особенно замечательно, если эти договора настоящие. Кстати, не забудьте приложить копии договора об аренде офиса, склада или производственного помещения – это придаст дополнительную значимость Вашему бизнес-плану.
Ошибка 6. Маленький объём бизнес-плана. Запомните, нормальный бизнес-план не должен быть менее 60 листов. Лучше – 70-80. Все разделы должны быть грамотно прописаны, желательно наличие множества графиков и таблиц, подтверждающих Ваши расчеты. Добавьте фотографий Вашей будущей продукции, проекта штендера или перетяга, фото себя-любимого, занимающегося каким-то делом.
Бизнес-планы менее 40 страниц рассматриваются «для вида», но отвергаются (если только комиссия каким-то образом не оказалась на Вашей стороне). Так что поработайте, просчитайте всё. Не забывайте про сходимость показателей: финансовый план должен чётко соответствовать плану по персоналу, плану по сбыту и т.п.
Ошибка 7. Низкая бюджетная эффективность проекта. Бюджетная эффективность – это сумма всех Ваших отчислений в бюджеты различных уровней РФ. Туда входят все налоги, в том числе ЕСН, НДФЛ и т.п. Постарайтесь, чтобы хотя бы за 3 года 300 000 выданных Вам гранта государству окупилось. Как говорят сами представители организации, рассматривающей бизнес-планы, кризис показал всю шаткость налогооблагаемой базы. И чем больше малый бизнес будет формировать её, тем она будет стабильнее. То есть наконец-то началась игра в долгую. Поэтому, составляя бизнес-план, не забывайте о доходах государства.
Ошибка 8. Отсутствие запаса прочности. Очень важный момент. Постарайтесь заложить двойной или даже тройной запас прочности. Во-первых, за счёт цен – они должны быть ниже среднерыночных. Этим Вы как бы демонстрируете, что Ваша продукция обязательно раскупится, плюс появляется козырнуть этим моментом при защите бизнес-плана. Дескать, даже при реализации цен ниже рыночных, Вы будете в приличном плюсе. Во-вторых, заложите расходы работникам зарплату, выше среднерыночной. Это тоже хороший козырь, поскольку текучесть кадров будет меньше, качество выполняемых работ выше, и появляется некоторый дополнительный запас прочности. Можно несколько завысить расходы на аренду офис (склада/помещения), но не на оборудование, которое Вы планируете купить на деньги гранта!!! Важно, чтобы бизнес-план даже при завышенных расходах показывал солидную прибыль и оказывался не особо чувствительным к изменениям себестоимости, рыночных цен и т.п. Поэтому, расчёты надо делать аккуратно.
Ошибка 9. Отсутствие в бизнес-плане ключевых показателей эффективности проекта: NPV, IRR, BCR и PBP и анализа чувствительности проекта. Это просто не допустимо. Более того, если Вы заказывали бизнес-план у консалтингового агентства и Вам не рассказали о сути этих показателей, это может стать критическим моментом на Вашей защите перед комиссией. В комиссии, как правило, всегда присутствуют банковские работники. Если Вы замнётесь на этих показателях, это сразу же сделает ясным, что бизнес-план писали не Вы, и денег Вы уже не получите.
Отсутствие этих ключевых показателей делает Ваш бизнес-план не серьёзным, скорее всего, его даже не будут рассматривать. Так что если Вы претендуете на деньги – лучше рассчитайте их.
Анализ чувствительности – это не теоретические рассуждения о том, что при любом раскладе Ваш бизнес будет в плюсе, а конкретные расчеты, показывающие как будут меняться показатель NPV и IRR (этого, как правило, достаточно) при изменениях показателей выручки, себестоимости и сбыта. Расчёты анализа чувствительности делаются в Excel, по их проведении обязательно строится график-паук, который вставляется в бизнес-план.
Ошибка 10. Наконец, главная ошибка – это посредственное оформление бизнес-плана. Сделав всё профессионально в типографии, Вы получаете 99 %-ую гарантию победы над конкурентами.
«Молодые люди, идите, покажите свой бизнес-план вон там в коридоре, пусть они все разбегутся отсюда».
Именно с такой фразы нас приветствовал специалист правительственного агентства. Подавать бизнес-планы приехала огромная куча народа, и поэтому специалисты были просто перегружены работой. Увидев оформление разработанного моим агентством бизнес-плана, они были просто потрясены – это была солидная книга, толстая, с огромной глянцевой фотографией на первой странице. Уже одно только внешнее оформление выдвинуло нас в первые ряды. И они попросили показать наш БП окружающим, чтобы те испугали и убежали)).
Большинство бизнесменов принесло простенькие чёрно-белые БП-шки (бизнес-планы), даже без твёрдой обложки. И на нас смотрели с искренним удивлением. Бизнес-план, как выразился мой клиент, был сделан явно не «на отъе-сь»))).
Итак, вот мои советы, как эксперта, по оформлению:
1. Прошейте БП по типу книги в типографии. Переплёт обязательно должен быть твёрдым.
2. Вставьте как можно больше глянцевых фото в БП.
3. Фото на лицевой обложке – самое главное. На нём должен присутствовать владелец фирмы с образцами товара (желательно). Нужно, чтобы фото провоцировала людей помечтать. Фото приклеивайте только двусторонним скотчем – никаких ПВА!
4. Обязательно запишите на ДВД-диск БП в электронной форме. Разместите там же фото продукции (процесса оказания услуг). Если есть видеоинтервью – туда же. Изнутри на лицевую обложку приклейте конверт под диск, опять же на двусторонний скотч.
5. Если у Вас есть газета с интервью – распечатайте её на А2 (не меньше) и поместите её в приложения. Текст интервью выделите маркером жёлтого цвета. Сам лист сложите вчетверо, чтобы получился А4. Часть корешка придётся вырезать ножницами, чтобы БП получилось скрепить.
Если Вы выполните эти рекомендации, то Ваши шансы выиграть грант существенно возрастут! Вы максимум потратите рублей 800 на это – не жалейте этих денег.
Успехов всем.
Загайнов Михаил.