Ирина Куракина
«Бери & Веди»
http://_do-trainings.ru/do-trainings@pr-rost.ru
«Тимбилдинг по-русски»
В конце 1990-х годов в России появилась услуга со звучным названием «тимбилдинг» (англ. team building — образование команды). Пришла эта программа, как водится, из США, где первоначально использовалась в качестве реабилитации американских солдат после войны во Вьетнаме, а затем, благодаря находчивости американских бизнес-тренеров, была выведена на рынок корпоративных услуг.
Суть современного тимбилдинга заключается в том, что группу сотрудников компании вывозят в лес, где оборудованы специализированные площадки с полосами препятствий, разделенными по уровню сложности на «низкие» и «высокие». «Низкие» упражнения проводятся на земле, или не выше 1,5—2 метров над ней (данная полоса препятствий преодолевается коллективно, в обязательном порядке). «Высокие» упражнения выполняются на высоте 10—20 метров над землей, с использованием альпинистского снаряжения (обычно в них участвуют только те, кто хочет, и готов это делать). Кстати, именно использование альпинистской экипировки и дало второе название этой программе — «Веревочные курсы».
Посетив сайт практически любой компании, занимающейся организацией и проведением веревочных курсов, мы узнаем, о том, что тимбилдинг — это «эффективный инструмент формирования профессиональной команды», что за один день активного взаимодействия, участники обретут чувство уважения и доверия друг к другу, разовьют лидерские качества, научатся решать сложные задачи сообща. Но так ли обстоят дела в реальности? Попробуем в этом разобраться.
Первое, с чего следует начать, — определиться с тем, что такое «команда».
Команда — это группа сотрудников со взаимодополняющими навыками, которые работают для совместного решения задач в целях повышения производительности, и которые несут коллективную ответственность за достижение общих результатов.
По сути дела, команда образуется для того, чтобы в ограниченные сроки эффективно решить определенные задачи, а затем распасться. И от того, насколько слаженно и эффективно будет строиться взаимодействие между членами этой команды, зависит конечный результат. Особо важным моментом в работе каждой эффективной команды является осознанное принятие ответственности за достижение результатов, отказ от личных интересов ради общей цели, критичность в оценке идей.
Такое взаимодействие можно выразить фразой:
«МЫ работаем для достижения ЕДИНОЙ ЦЕЛИ».
В команде не могут работать люди, неспособные придерживаться этой установки и стремящиеся реализовать собственные амбиции и желания. Поэтому при создании команды происходит жесткий отбор ее членов.
Теперь вернемся к тимбилдингу. Предлагаемые упражнения предполагают совместное их прохождение всеми участниками, вне зависимости от возраста, физических способностей, массы тела и состояния здоровья. Все проводимые мероприятия направлены на формирование доверия своим коллегам, на принятие помощи, на ощущение их поддержки — одним словом, на эмоциональное сплочение рабочей группы, которое можно выразить фразой
«МЫ все работаем вместе».
Подобная установка не предполагает ни жесткого отбора, ни отказа от собственных интересов ради общего результата. Человек, напротив, начинает чувствовать, что он в безопасности, что он может быть таким, какой он есть. Все это формирует безопасную среду, погружающую человека в позицию Ребенка (по Эрику Берну), стремящегося увидеть в окружающих «родителей», готовых помогать ему и опекать. Возникает уверенность в том, что «даже если я не смогу, не успею — меня поддержат, мы же единое целое». Не зря заимствованное из английского слово team — «команда» — немцы шутливо расшифровывают следующим образом: «Toll, ein anderer macht's», — что в дословном переводе означает: «Здорово, что это сделает другой».
Таким образом, несмотря на громкие обещания организаторов тимбилдинга, переноса опыта работы в КОМАНДЕ в реальную бизнес-среду не происходит, и произойти не может, так как для формирования подобного опыта требуются совершенно иные технологии и более продолжительное время.
Помимо этого, многие упражнения, заложенные в полосу препятствий, могут вызвать крайне негативную реакцию у участников и вызвать последствия прямо противоположные описанным выше. Так, большинство «низких» упражнений предполагает физический контакт: участники подают друг другу руки, опираются друг на друга, кого-то подхватывают или переносят. Это означает, что полные и неспортивные люди рискуют возвратиться к воспоминаниям об уроках физической культуры, и лишний раз убедятся в том, что они скорее мешают совместному решению задач, чем помогают; а в разнополых группах могут возникнуть конфликтные ситуации из-за неосторожных или, напротив, сознательных прикосновений. Как результат — разочарование в коллегах, формирование недоверия к людям, обострение чувства неловкости и вины.
Стоит ли организовывать подобные мероприятия для своих сотрудников — решайте сами, но перед тем как принять решение, подумайте о том, какого результата вы хотите добиться. Если вы хотите сформировать команду — закажите тренинг по командообразованию (не путать с тимбилдингом!) в консалтинговой компании. Если же вы хотите эмоционально сплотить трудовой коллектив, организовать для своих сотрудников запоминающееся событие — подумайте о возможных последствиях, проконтролируйте предлагаемые упражнения и ни в коем случае не делайте это мероприятие обязательным для всех.
Использованная литература:
1. Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании: руководство для тренеров. — Пер. с нем. — М.: Вершина, 2006.
2. Белбин Р. М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач — Пер. с англ. — М.: HIPPO, 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Эксмо, 2008.
С наилучшими пожеланиями,
Ирина Куракина
«ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!»
«Бери & Веди»
http://_do-trainings.ru/оригинал статьи:
http://do-trainings.livejournal.com/62050.html#cutid1