Энеолит — медно каменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Он характеризуется появлением первых металлических (медных) орудий труда крупных размеров, которые копировали каменные, деревянные и глиняные орудия труда. Медь и золото, иногда встречается в природе почти без примесей, и ее можно ковать в холодном состоянии без какой-либо предварительной тепловой обработки, необходимой для очищения металла от примесей. Железная руда встречается в виде краснозема или красного камня, в ней не так просто распознать металл, и потому человек гораздо дольше не обращал внимания на железо, чем на медь. До пришествия европейских завоевателей североамериканские индейцы ковали чистую медь и делали из нее ножи. Следовательно, бронзовому веку предшествовал медный век. Медь поддается ковке в холодном состоянии. Она твердеет от ковки, но и размягчается при нагревании и закалке, тогда как железо твердеет от нагревания и закалки. Была идеальным металлом для доисторического человека, потому что затупившиеся края орудия можно было повторно отковать без особых усилий и практически не сходя с места. Медь можно сделать очень твердой. Из нее изготавливали топоры, иголки, ювелирные изделия, посуду, оружие. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.
К культуре энеолита многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество.
Особый интерес представляет идеология племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.
Рабство-до этого в случае конфликта между племенами брать противника в плен не имело смыла, за исключением женщин. И только с развитием сельского хозяйства, требуещего рабочей силы подход изменился. Некоторые племена специализировались и устраивали военые походы ради нового товара. Исторически первая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью хозяина - рабовладельца ("говорящее орудие")
Во время энеолита и раннего бронзового века праиндоевропейцы (в литературе XIX — серед. XX веков — «арийцы») — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев ок. 6000 лет тому назад, начали заселение Евразии. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегченных колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы.
Данные сравнительно-исторического языкознания позволяют говорить о праиндоевропейцах как о патриархальном обществе, основным занятием которого было скотоводство, особенно разведение крупного рогатого скота. Богатство человека измерялось количеством принадлежащего ему скота (термины для обозначения денег и скота во многих индоевропейских языках родственны). Вполне возможно, что первоначально использовалась восьмеричная система счисления, со временем заменённая на десятеричную (во многих индоевропейских языках числительное «девять» созвучно прилагательному «новый»).