Аргументы "За"
Стукачество как качество
45% частных компаний в мире поощряют потенциальных «внутрикорпоративных осведомителей». При этом в России это делают едва ли не меньше всех — 22% фирм, — таковы результаты нового международного исследования компании Grant Thornton International, опросившей 7800 руководителей предприятий с численностью персонала от 100 до 499 человек в 34 странах мира.
Компаний, поощряющих доносы, больше всего в Латинской Америке — 68%, меньше всего — 29% — в Восточной Азии (исключая КНР, где вопрос не задавался) (см. график).
В большинстве западных стран осведомление сотрудниками руководства о нарушениях внутри компании считается обычной практикой. «Это способ предупредить менеджмент о ненадлежащих методах работы, практикуемых на рабочем месте, — говорит Алекс МакБит, руководитель направления по предоставлению услуг компаниям, управляемым собственниками Grant Thornton International. — И часто — единственный источник, при помощи которого еще до того, как компания понесет серьезные потери, до сведения руководства может быть донесена информация о нарушениях, криминальной деятельности сотрудников или мошенничестве».
Частные компании могут извлечь колоссальную выгоду, если будут создавать специальные условия для потенциальных осведомителей, полагает он: без этого коллеги будут считать их предателями — вместо того, чтобы относиться к ним как к части ценной системы, сохраняющей для компании деньги и репутацию, а иногда и жизни сотрудников. Риск для компаний заключается как раз в том, что люди, осведомленные о каких-то неприятностях внутри, могут просто промолчать или уволиться, так и оставив проблему нераскрытой.
Я удивлен, что в России доля компаний, поощряющих осведомительство так велика, говорит партнер российской «Грант Торнтон» Иван Сапронов, ведь все это часто приравнивается именно к тем самым доносам, которые памятны еще с советских времен. В России отношение к доносчикам всегда было и будет резко негативным — у нас абсолютно другая культура, считает он. А информация на уровне сплетен, если к ней прислушивается руководство, может только мешать руководить, обращает внимание Сапронов.
В России было опрошено 250 компаний в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Воронеже, Владивостоке, Краснодаре и Волгограде. В результате выяснилось, что осведомительство поощряется лишь примерно в каждой пятой компании. При этом, в Москве — намного реже (16%), чем в регионах (до 40% — в Нижнем Новгороде).
«Я бы не сказал, что россияне не склонны доносить. По крайней мере, не стал бы утверждать это столь категорично. За двадцать лет [после СССР в сознании людей] многое изменилось — а еще через двадцать традиция информирования начальства, думаю, у нас будет сопоставима с общемировой», — размышляет Сергей Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы ФБК. При социализме, если коллега пришел на работу пьяный, правильным поступком считалось: спрятать его от начальства (то есть, от государства), вспоминает Пятенко. Сегодня же, многие реально понимают, что один пьяница может испортить всю работу и наказать коллектив, уверен он.
Аргументы "Против"
Одни руководители не применяют систему доносов, считая ее признаком "недоразвитости" корпоративной культуры в компании. Другие -- специально обзаводятся "стукачами", пытаясь таким образом контролировать ситуацию. Как быть в обоих случаях?
В "Божественной комедии" Данте Алигьери доносчики мучаются в девятом кругу ада. Тем не менее, в начале 18-го века в Силезии (сегодня эту территорию делят Польша, Чехия и Германия) "стукач" получал треть суммы, которую в виде штрафа платил нарушитель. А в Российской Империи при Петре I крепостному, который донес на барина, виновного в государственных преступлениях, полагалась вольная.
С развитием бизнеса практика "стукачества" проникла и во многие коммерческие структуры. Причем обычно доносы осуществляются с подачи начальства. Как отметил директор по персоналу компании X-tend (порталы rabota и turne, рекламное агентство Echo) Виктор Большаков, если руководство не поддерживает "стукачество", то подчиненные, получившие нагоняй за такую деятельность, либо перестанут этим заниматься, либо покинут компанию в поисках более привлекательного в этом смысле работодателя.
К примеру, когда руководство компании "DiaWest -- Компьютерный свит" обнаруживает в рядах своих сотрудников "осведомителей", тут же объясняет им, что такое поведение в фирме не приемлемо. "Мы выросли из маленькой фирмы, поэтому у нас очень дружный коллектив. И даже если бы я захотел ввести систему доносов, ничего бы не получилось. А когда кто-то из новых сотрудников "доносит" на коллег, я ему отвечаю, что мне это не интересно, и даю понять, что у нас так не делают", -- рассказал глава правления компании Анатолий Балюк.
Однако в то время как одни менеджеры руководствуются поговоркой "Доносчику -- первый кнут", другие считают, что "лучше стучать, чем перестукиваться". "Стукачей" нашей компании все знают в лицо, -- рассказывает менеджер агентства недвижимости Наталья. -- Стоит на 15 минут раньше уйти с работы, и на следующий день приходится писать руководству объяснительную записку".
Эксперты отмечают, что о существовании доносчиков коллеги могут даже не подозревать -- все зависит от хитрости "заказчика". "Стукачество" может применяться в самых разных формах, -- объясняет Виктор Большаков. -- От самых грубых, когда авторитарный начальник вызывает на ковер подчиненного и ставит его перед фактом: "С завтрашнего дня ты будешь рассказывать о том, с кем ходит на обед Иванов". До самых тонких, когда руководитель вызывает к себе не самого "опытного в жизни" сотрудника и в разговоре на общие темы очень интеллигентно начинает вытаскивать нужную для себя информацию. Подчиненный в это время может и не догадываться о том, что "сдает своих". Так что если процесс построен тонко и продуман до мелочей, то обнаружить его довольно сложно. Заказчики
Практика доносов только вредит бизнесу, уверены эксперты. "Вместо того чтобы работать, люди начинают думать -- а не рассказывают ли о них что-то плохое, и спешат опередить слухи, "настучав" на своего обидчика", -- предостерегает Анатолий Балюк. Сотрудник, получивший такое задание, будет больше думать о том, как проследить за коллегой или как увильнуть от этой "обязанности", но не о работе.
Более того, начальство-заказчик теряет авторитет и уважение среди рядовых сотрудников, что также провоцирует ухудшение дисциплины (только уже с круговой порукой среди сотрудников). А лучшие работники просто уходят из компании -- им некогда следить друг за другом, потому что они пришли работать и достигать хороших результатов в своих непосредственных обязанностях, а не в области частных расследований. "Люди, считающие себя личностью, не позволят себе работать в подобном климате. Компании это грозит постоянной текучкой кадров и напряженным отношением внутри коллектива, что сказывается на выполнении коллективных задач, а значит, и на бизнесе", -- объяснил Андрей Крень из компании "Витмарк-Украина".
Эксперты в области менеджмента уверены, начальство поощряет доносы только тогда, когда не в состоянии создать нормальную систему управления персоналом. "При грамотно построенной системе коммуникаций "стукачеству" просто нет места, -- уверен Виктор Большаков. -- Вместо него присутствует конструктивная критика, которая направлена не на уличение сотрудников в проступках, а на поиск путей решения".
Директор тренингового центра "Ника" Людмила Толстолужская согласилась с тем, что компании, в которых практикуются подобные схемы построения взаимоотношений, не могут похвастаться здоровой корпоративной культурой. "Если руководитель хочет создавать и сохранять рабочую атмосферу в коллективе, он должен обучать своих подчиненных конструктивно разрешать проблемы и конфликты между собой, а не бегать "жаловаться" к руководителю, -- отметила она. -- Руководитель управляет коллективом взрослых компетентных людей. Если это не так, то у него есть серьезные проблемы с подбором персонала".
Исполнители
Часто проблемы возникают и у подчиненных, которых начальство пытается "завербовать". Как вести себя в случае, когда руководитель просит доносить на коллег, зависит от нравственных принципов, которым следует работник. "Если сотрудника коробит от такой просьбы начальства -- пусть начинает искать новое место, -- советует Людмила Толстолужская. -- Долго действовать вразрез со своей совестью он не сможет. А переделать руководителей или сложившуюся в организации культуру рядовому сотруднику не по силам". Если принято решение остаться, можно обсудить ситуацию с коллегами и принять решение о том, какую информацию и в каком виде подавать. Или передавать информацию очевидную, доступную для всех".
Андрей Крень считает, что сначала нужно постараться мягко уйти от такого предложения. Если не получится, можно попытаться сделать так, чтобы были "и волки сыты, и овцы целы". "Например, согласиться, а самому предупредить коллегу, чтобы тот в чем-то исправился, или просто был осторожен", -- предложил он. А если становится известно о противоправных действиях (или их попытке) коллеги, которые могут принести ущерб компании, можно обойтись открытыми способами донесения информации до руководства. "Как минимум, предупредить виновного, что о его поступке станет известно руководству. Такое предупреждение может даже предотвратить противоправный поступок коллеги -- тот может просто испугаться", -- считает Виктор Большаков.
Еще один вариант -- регулярно докладывать "заказчику" о том, что все хорошо и ничего не происходит. "Но тогда есть риск напороться на крупную головомойку от "заказчика", -- рассуждает Виктор Большаков. -- Рано или поздно начальник поймет, что его "кормят" дезинформацией".
Жертвы
Выявить "осведомителя" среди "своих" несколько проще. Если начальство знает обо всем, происходящем в компании, независимо от того, был он на месте или нет -- доносчик, скорее всего, имеется.
Поэтому г-н Большаков рекомендует понаблюдать за поведением руководства. "Если начальник начинает задавать вопросы, сразу же попадая в проблему, или открывает дверцу шкафа, где у вас стоит бутылка пива на вечер (причем ситуация повторяется с завидным постоянством) -- есть смысл задуматься, не "стучит" ли на вас кто-то из коллег. Или, может быть, ваш шеф -- гений и обладает даром ясновидения".
Скорее всего, вариант со сверхъестественными способностями руководителя отпадет. По словам Людмилы Толстолужской, часто у начальника появляется даже та информация, которая не имеет прямого отношения к содержанию работы сотрудника, или он знает о самых несущественных нарушениях. "Чаще всего эти сведения носят искаженный характер, ведь "стукач", как правило, преподносит ее в выгодном для себя свете", -- рассказала она.
Как только сомнений в наличии "слежки" не осталось, хорошо бы выяснить, кто именно секретничает с боссом. Можно придумать несколько порций правдоподобной дезинформации и "скармливать" ее окружающим сотрудникам. Одному по дружбе сказать, что сегодня собираетесь улизнуть с работы на полчаса раньше. Второму шепнуть, что на обеде планируете с другом перевернуть по 50 грамм за его позавчерашний День рождения. А третьему пожаловаться, что сдача отчета затянется недели на две. Главное -- сообщать об этом под видом секрета. И в зависимости от того, за что последует "взбучка" от начальства, определить, кто из "посвященных" занимается доносами.
Как только "доносчика" выявят, эксперты рекомендуют попытаться уладить дело мирным путем. "Я бы посоветовал подойти к "заказчику" и проинформировать его о том, что вы в курсе его "затеи". Затем попробовать уточнить у него цель слежки, чтобы попробовать решить вопрос без применения таких методов", -- советует Виктор Большаков. Если ничего не получится, остается либо смириться, либо найти другое место работы.
Вот как бывает
На разных тренингах, во всяческих внутренних документах у нас указано, что каждый сотрудник компании может анонимно сообщить по горячей линии (телефону или электронной почте) о проступках своих коллег, если они не соответствуют корпоративной политике компании. Другими словами, просто "настучать" на своего сотрудника. Забавно, что иногда проступком может считаться даже употребление aлkoг*ля в нерабочее время. Я уж молчу о личных звонках в рабочее время. Такого много, и об этом наши дорогие коллеги любят "постукивать". Правда, перебарщивать ябедам не стоит -- долго они не продержатся.
А., сотрудник одной из транснациональных компаний
Кому это надо?
Людмила Толстолужская,
директор тренингового центра "Ника"
-- Почему руководство заставляет сотрудников "стучать" друг на друга?
-- Чаще всего в крупных компаниях такие вещи практикуются с подачи менеджеров среднего звена. Первыми лицами данный метод получения информации используется, как правило, в небольших организациях, либо в компаниях "семейного" типа. В обоих случаях такой "управленческий инструмент" свидетельствует о низкой квалификации управленцев в области руководства людьми, отсутствии адекватных методов контроля над деятельностью и поведением подчиненных.
-- Насколько широко распространена практика доносов в коммерческих структурах?
-- К счастью, в последнее время все реже сталкиваюсь с подобными явлениями. Растет уровень компетенции менеджмента и сотрудников. Во многих компаниях хорошо работает отдел управления персоналом, уделяется внимание налаживанию качественных информационных потоков.
Но в тех структурах, где подобная практика существует, высококомпетентные сотрудники, ориентированные на профессиональные достижения, обычно долго не задерживаются -- им не до "стукачества", они хотят заниматься делом.