Встретилась хорошая статья из "Клаксона"
Побег из автомобильного Зазеркалья.
Переставляем правый руль – налево.
«Праворукие» автомобили, предназначеные для внутреннего рыннка Японии, обладают множеством достоинств: это и легендарная надёжность,и техническое совершенство (которым зачастую не могут похвастаться японские модели для Европы), и весьма привлекательная цена на вторичном рынке. Увы все эти ппреимущества перекрывает один огромный недостаток – правый руль. Ездить с ним как минимуи неудобно, а порой и небезопасно. Иногда даже сами обладатели «праворуких» машин не подозревают, насколько они выделяются из общего потока: неестественно жмутся вправо внутри своего ряда, неуверенно перестраиваются влево, а обгоняют вообще как камикадзе...
При желании руль можно переставить на левую сторону. Как это делается? Во сколько обойдётся? На каких моделях оправдана операция?
Дёшево не будет
ПЕРВОЕ и самое главное – не верьте обещаниям продавцов, что сможете заметно сэкономить, купив автомобиль из Японии впоследствии «перекинув» на нём руль. На копейку пятаков не купите. Качественная адаптация праворульной машины – так эту операцию называют специалисты – процесс сложный и отнюдь не дешевый. Тем не менее, услуга на рынке предлагается и пользуется спросом. Правда довольно ограниченным.
- Нам звонит много народа, но свыше 90% звонящих кладут трубку, едва услышав цену переделки, - говорит Сергеей Кузьменко, директор компании «Акита-Моторс» специализирующейся на подобной адаптации. – По нашим оценкам, такая операция рентабельна, когда стоимость переделки не превышает 25% от цены автомобиля. Если машина адаптируется с испозованием деталей «б/у», операция обойдётся как минимум в $5.000-8.000. Если применяются новые запчасти, за переделку «семейной» модели или автомобиля бизнес-класса придётся заплатить около $15.000.
Почему так дорого стоит эта операция (совсем простая на взгляд дилетантов) – разберём позже, в отдельной главе. А пока подведём промежуточный итог: переставлять руль справа налево ради экономии оправдано только на дорогих моделях. Да и то не всегда – зачастую дешевле и проще подыскать аналогичную машину в Америке или Канаде,где подержаная техника сейчас стоит дёшево. Адаптация имеет смысл тогда, когда вы хотите получить передовую технику, самые лучшие на сегодняшний день технические решения, которые не используются на японских моделях, идущих на экспорт. Возьмём для примера «Toyota Harrier» - праворульный аналог популярного «Lexus RX300».
Хотя слово «аналог» не совсем корректно. Пусть внешне обе машины практически идентичны, «Harrier» представляет собой автомобись более продвинутый. Так, вместо слегка «заторможеной» автоматической КПП с четырьмя скоростями он снабжен быстродействующим пятиступенчатым «автоматом». Модель для Японии оснащена регулируемой по высоте пневманической подвеской, которая на «Lexus» вообще не используется. И таких ньюансов множество. Плюс более обширная комплектация.
Получается, если адаптируется автомобиль, имеющий прямой европейский или американский аналог, выгода заключается отнюдь не в деньгах. Преимущество модели с переставленным рулём – прогессивные технические решения, более высокое качество и более богатая (порой даже уникальная) комплектация. Еще один важный момент: привезенные из Японии «трехлетки» обычно имеют очень скромный пробег и отличное техническое состояние. Найти подобные экземпляры в Америке или Канаде нереально.
Есть резон потратиться на перестановку руля и поклонникам экзотичных спорткаров – многие экстримальные модели с клеймом «Made in Japan», которыми восхищается весь автомобильный мир, - восхищается, само собой, в теории, - выпускаются с правым рулем.
Как это делается
ПРОЦЕСС перестановки руля намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Это целый комплекс технических задач. Чтобы после завершения работ автомобиль ничем не уступал изначально леворульной модели, приходится решать ряд проблем.
Так, просто «перевернуть» рулевую рейку (от горе-специалистов можно услышать и такую рекомендацию) невозможно. Придется покупать новую от «европейской» или «американской» модели, а под нее, возможно, переделывать и подрамник. Серьезной доработке подвергается моторный щит – стенка, отделяющая салон от подкапотного пространства, - ведь кузова «праворульных» и «леворульных» вовсе не идентичны, как принято считать. Поэтому в щите надо прорезать новые и заваривать старые отверстия. Соответственно всю шумоизоляцию передней части салона придется делать заново. Адаптация педалей – это не примитивный перенос педального узла справа налево. Операция помимо прочего требует перестановки гидровакуумного усилителя вместе с главным тормозным цилиндром.
Следом возникает вопрос о замене климатической установки. На большинстве моделей она, к сожалению, не симметричная. Так что скорее всего придется покупать новую. А потом заниматься переносом и удлинением многочисленных трубок и воздуховодов.
Покупки «леворульной» передней парели тоже не избежать. Хорошо, если удастся подыскать бывшую в употреблении. В противном случае готовьтесь к серьезным расходам на приобретение новой. То же самое касается и… внутренних облицовок передних дверей. Думаете можно оставить старые? Забыли, что на водительской двери расположен блок управления всеми электропиводами?.. Без замены тоже не обойтись. Что тогда говорить о разнообразной «мелочевке» в салоне автомобиля?..
Даже такие, казалось незначительные детали, как боковые зеркала и «дворники» требуют серьезной переделки.
Поэтому качественная адаптация и стоит недешево.
Экономия на деталях
СТОИМОСТЬ адаптации складывается из двух частей – цены запчастей и цены самой работы.
Сэкономить можно на деталях. Так, специалисты компании «Акита-Моторс» предпочитают покупать новыми только те узлы, которые непосредственно влияют на безопасность. Остальные детали вполне могут быть и бывшими в употреблении. Такой подход дает весьма весомую экономию. Например, полный комплет новых запчастей для адаптации «Toyota Harrier» обойдется в $5.000-7.000. При выборочном использовании деталей б/у – почти вдвое дешевле.
Стоимость самой раборы практически равняется стоимости деталей. В первую очередь, на цену влияет трудоемкость. Проще всего переделать автомобиль, имеющий «близнеца» в Европпе.
Сложнее и дороже, если машина «двойника» не имеет. Но, как показывает практика, всегда можно найти технически близкую модель той же марки.
В принципе можно переставить руль даже на модели, которая выпускается исключительно для внутреннего рынка Японии. Все упирается в деньги и пожелания клиента.
Единственная пока нерешенная проблема – это японская светотехника. Если аналогичных приборов с «европейским» распределением светового потока в природе не существует, то ничего и сделать нельзя. Оригинальные фары на заказ никто не изготавливает. Паклейки на стекло, поворот лампочек или доработка отражателя могут расцениваться только как вынужденные полумеры.
Юридические тонкости
ПЕРЕСТАНОВКА руля – серьезное вмешательство в устройство автомобиля. В соответствии с законом, оно должно быть надлежащим образом оформлено.
Происходит это следующим образом: привезенный из Японии и растоможенный автомобиль ставится на учет как праворульный. В свилетельство о регистрации ставится отметка: «Правый руль». Затем владелец пишет заявление, в котором перечисляет все изменения, которые он планирует произвести. Это заявление регистрируется в ГИБДД по месту «прописки» машины. После чего она отправляется на адаптацию.
По завершении переделки автомобиль представляется в НАМИ на сертификацию. Затем он вместе с заключением специалистов института и заявлением, заверенным в ГИБДД, отправляется на инструментальный контроль. Если техосмотр пройден без замечаний, из свидетельства о регистрации убирается отметка о правом руле. Путь не простой, но на данный момент единственно возможный. Других вариантов «юридически чистого» оформления адаптации нет.
Иван Владимиров.