Как известно, любой товар (услуга) состоит из двух частей – материальной (то, что можно увидеть, потрогать) и нематериальной (то, что напрямую не связано с эксплуатационными свойствами). Нематериальная составляющая – это имидж, элитарность, популярность бренда, «крутизна» товара… Словом, все то, что в русском языке называется словом «понты».
Есть множество товаров или услуг, в которых материальная часть составляет лишь незначительную часть, остальное – плата за имидж.
Джинсы Armani стоят $200, а такие же, но no-name - $20… Себестоимость – одинаковая.
Так вот, если в прейскуранте ваших товаров (услуг) есть какой-то подобный эксклюзив, - на этом можно заработать.
Есть такой маркетинговый трюк – искусственное создание повышенного спроса на продукт до его появления на рынке. Этот метод, например, очень популярен у автопроизводителей – задолго до премьеры новой модели в интернете появляются «шпионские» фотографии, в журналах – какие-то обрывочные анонсы, официальные пресс-релизы намекают на новый уровень потребительских свойств… Публика томится ожиданием: «Хотим!». Люди готовы покупать машины, которых еще в природе не существует. Недавний показательный пример: в очередь на Нисан Кашкай записывались, даже не зная точно, как именно будет выглядеть автомобиль…
Производители дорогой электроники также пользуются таким методом. Уже почти легендарная история – презентация телефона iPhone от Apple в 2007 г. Компания исправно публиковала фотографии, анонсы, даже давала рекламу, но… регулярно откладывала вывод модели. Ажиотаж вокруг несуществующего гаджета был невероятным – про новинку писали сотни сайтов, блогеры делились мнениями, тематические журналы давали экспертные оценки. Но телефон нигде нельзя было купить! В результате 27 июня 2007 г, в день официального релиза, у магазинов стояли сотни человек. На eBay телефоны продавались по $1.500 при официальной цене в $499.
Кто при этом выигрывает? Дефицит – это широкое поле для спекуляций. Первые несколько месяцев товар продается по завышенной цене, для ритейлеров – это миллионные прибыли. Спекулянты частники перепродают новинки также с большой выгодой для себя. В случае удачного проведения кампании (как получилось с iPhone) безусловно, повышается имидж фирмы, растут рейтинги. В частности, у Apple акции выросли на 8% сразу после этой истории.
Другой огромный плюс заключается в том, что львиная доля всего выпуска продукции будет реализована в первые же месяцы продаж, а не «растянута» по времени на долгие годы. Как пишет журнал РБК, доллар сегодня – это лучше, чем доллар завтра…