Знаете ли вы, что основным документом, детализирующим отношения с потребителями при продаже товаров через сеть Интернет являются Правила продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612)?
Обязанность соблюдения правил дистанционной продажи товаров вытекает из закона. В рекламе (а все, что вы говорите в Интернете о своем товаре, является рекламой, потому что основная Ваша цель это продать его). Так вот при рекламе товаров при дистанционном способе их продажи необходимо указывать:
сведения о продавце таких товаров — название компании, где находится и ОГРН или сведения об индивидуальном предпринимателе (его фамилия, имя, отчество, ОГРН ИП).
До того как договор будет заключен необходимо предоставить покупателю информацию о товаре по перечню предусмотренному нормативными актами:
О потребительских свойствах товара, о полном фирменном наименовании продавца, изготовителя, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Cобственно, без этого невозможно и продать товар через сеть интернет, однако, не всегда продавцы делают это в полном объеме, что повышает риск возврата даже уже предоплаченного и поставленного товара.
Договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица. Если необходимо поменять место исполнения договора, то это должно быть указано в договоре с покупателем, заключаемым индивидуально или размещением договора оферты на сайте при этом также необходимо учитывать правила продажи отдельных видов товаров, могут быть особенности и исключения в вашем конкретном случае.
По общему правилу до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения любого указанного выше договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. В целях минимизации рисков связанных с недобросовестным поведением потребителей, и злоупотреблением правом со стороны потребителей рекомендуется иметь проработанный с юридической точки зрения договор-оферты. Договор оферты – это предложение о покупке товара из которого понятны все существенные условия сделки. Лучше, если это сделано отдельным документом на Вашем сайте. В оферте важно указать момент (действие покупателя) после которого считается, что он заключил с Вами договор купли-продажи именно на изложенных в оферте условиях. Этого можно добиться путем добавления ссылки в счете на оплату, с указанием например на то, что «лицо, оплачивающее настоящий счет принимает в полном объеме условия договора, размещенного там-то…... » или необходимость принять условия соглашения до оформления заказа, в противном случае заказ невозможно оформить.
Договор оферты будет полезным для Вас ровно настолько, насколько Вы учли в нем особенности именно вашего бизнеса. Если особенности своего бизнеса Вы не учли, то будут действовать общие правила. Это лишь основные моменты, которые необходимо учесть при организации интернет магазина, обо всем сразу трудно написать в одной статье. Есть еще нюансы, которые важно учитывать при продаже конкретных видов товаров и продаже покупателям из разных стран. Я лишь отмечу некоторые нормативные акты, которые важно принимать во внимание при организации процесса продаж:
когда вы продаете гражданам России на территории РФ действует
Европейская (Парижская) конвенция о международной и дистанционной торговле от 27 марта 2002 г.
ГК РФ (в части регулирования розничных продаж + ст. 497)
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
Когда Вы продаете товар гражданам стран Европейского союза действуют:
Директива от 20 декабря 1985 г. «О защите потребителя в отношении договоров, заключаемых вне помещения для осуществления предпринимательской деятельности» (85/577 ЕЭС);
Директива от 20 мая 1997 г. «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии» (97/7 ЕС);
Директива от 22 сентября 2002 г. «О дистанционном маркетинге потребительских финансовых услуг» (2002/65/EC)
Если изучение нормативных актов не укладывается в Ваше время и вызывает затруднение их применение относительно Вашего конкретного случая, то всегда имеет смысл воспользоваться услугами профессиональных юристов.