Самое главное, что нужно знать при открытии стоматологической клиники
Стоматологический бизнес – это один из самых надежных и инвестиционно привлекательных видов бизнеса. У человека тридцать два зуба и когда любой из них заболевает, то человек готов заплатить за лечение большие деньги. Долгие годы попасть к стоматологу было большой проблемой. Очереди, некачественное лечение и, самое главное, болезненность процедур создали колоссальный спрос на качественные стоматологические услуги.
Именно поэтому в конце 90-х годов стоматологические кабинеты стали появляться как грибы. Они открывались людьми, далекими от бизнеса, финансов и бухгалтерии. Чаще всего самими стоматологами или их родственниками. Они не особо умели считать деньги и вести дело. Но, в условиях колоссального неудовлетворенного спроса, эти кабинеты моментально окупались и начинали приносить большую прибыль. Ни о каком качестве оказания услуг вообще не было речи. Доходило до того, что зубы лечили зубные техники, а инструмент вместо стерилизации мылся горячей водой под краном.
Постепенно рынок начал насыщаться и расставил все по своим местам. Клиники, которые оказывают некачественные услуги, теряют клиентов и разоряются. На смену им приходят современные клиники, которые оказывают востребованные услуги с надлежащим качеством.
Выгодно ли открывать стоматологическую клинику сейчас?
Безусловно, выгодно. Следует только учесть, что на современном стоматологическом рынке наступает время профессионалов. То есть людей, которые умеют вести бизнес, предлагать современные услуги, повышать квалификацию персонала, выстраивать долгосрочные отношения с пациентами и на это основе обеспечивать стоматологические услуги высокого качества.
Поэтому если вы задумались об открытии собственной стоматологической клиники, то сейчас самое время для этого. Вы получите прибыльный, стабильный и перспективный бизнес, который сможете передать вашим детям и внукам.
Какие самые важные моменты вы должны знать, чтобы не сделать ошибки при открытии стоматологической клиники?
Правильный выбор стоматологических услуг
Особенностью стоматологической бизнеса является жесткая регламентация оказываемых услуг. Вы не можете, как в других видах бизнеса, попробовать разный ассортимент услуг, а затем выбрать наиболее востребованный. В стоматологии вы должны получить лицензию на оказание услуг. Это долгая по времени процедура, требующая значительных предварительных затрат на подготовку помещения, закупку оборудования и набор специалистов. Ошибка в определении ассортимента услуг обойдется очень дорого.
Как правило, в любой клинике должны быть услуги терапевтической и ортопедической стоматологии.
Выбор других услуг требует серьезной маркетинговой проработки. Следует пройти по предполагаемому району открытия клиники и посетить все стоматологические клиники. Затем составить сравнительную таблицу ассортимента услуг и цен. После этого можно сделать предварительную оценку спроса на услуги.
Правильный выбор ценового сегмента
Стоматологические клиники работают в следующих ценовых сегментах:
•Эконом (до 2000 рублей за посещение)
•Бизнес (2000 – 10000 рублей за посещение)
•Премиум (свыше 10000 рублей за посещение)
Ценовой сегмент никак не связан с количеством кабинетов. Можно оказывать дешевые услуги в десяти кабинетах и сделать один кабинет, но бизнес-класса.
Задача клиники эконом-сегмента – избавить от зубной боли. Это важно понимать. Ничего больше пациенты не ожидают, а самое главное не готовы за это платить. Большинство открываемых клиник стараются попасть в этот сегмент, и большинство из них ожидает банкротство. Почему? Потому что у них есть мощнейший конкурент – государственная стоматология.
Государственные клиники используют максимально дешевые материалы и оборудование и не платят аренду. Поэтому могут устанавливать такие цены, которые разорят любое частное предприятия.
Единственное место, где могут выживать клиники эконом-сегмента – это те районы, где до государственной стоматологии далеко добираться или там большие очереди.
Поэтому массовое открытие кабинетов в 90-х годах прошлого века было связано именно с тем, что существовал колоссальный неудовлетворенный спрос на стоматологические услуги. Сейчас ситуация зависит от географического положения. В небольших городках все так и есть, а вот крупных городах ситуация принципиально иная. Хотя такие клиники еще существуют, но их время проходит. Клиники эконом-сегмента вынуждены экономить буквально на всем, что приводит к резкому снижению качества услуг. Но в бизнесе качество – это решающий фактор. Снижение качества автоматически ведет к снижению потока пациентов и банкротству.
В настоящее время имеет смысл открывать клиники только в бизнес-сегменте и премиум-сегменте.
Соблюдайте правила выбранного сегмента
Если вы решили все-таки открыть клинику в эконом-сегменте, то последите, чтобы реклама клиники и порядок обслуживания пациентов строго соответствовал заявленному сегменту. То есть пациент должен понимать, что обратился в пункт первой стоматологической помощи. Такой подход не создает у пациента больших ожиданий, а, следовательно, и разочарования в качестве лечения.
Еще одна ошибка клиник в эконом-сегменте – это трата больших денег на ремонт и вывеску. Случайные посетители заходят в шикарный офис, поворачиваются и уходят, потому что считают, что попали в дорогую клинику.
Основная стратегия бизнеса состоит в жестком контроле расходов и постоянного снижения издержек. В этом случае вы сможете получать прибыль даже в эконом-сегменте.
Бизнес-сегмент – это сегмент, в котором пациент может выбирать любую стоматологическую услугу и получать действительно качественную стоматологическую помощь. В бизнес-сегменте обязательна работа врача вместе с ассистентом, наличие рентгеновского аппарата и качественных материалов.
В бизнес-сегменте только сейчас начинается настоящая конкуренция. Поэтому рыночные стандарты еще не установились. Но общие признаки качественной стоматологической клиники выглядят так.
По звонку пациента администратор записывает его на прием с помощью автоматизированной системы учета, чтобы оперативно подобрать удобное время посещения. При первом посещении пациенту делают панорамный снимок, чтобы оценить состояние полости рта. На основании снимка и предварительного осмотра составляется план лечения. Пациент участвует в составлении этого плана, выбирая предлагаемые варианты в зависимости от их стоимости. Все это документально фиксируется и составляется предварительный план посещений. После чего каждое посещение и каждый снимок фиксируется в автоматизированной системе, чтобы можно было легко восстановить всю картину лечения.
Кроме того, обязательными условиями для клиники бизнес-класса являются:
•Одноразовые бахилы при входе в клинику;
•Работу с одним пациентом врача и ассистента;
•Работу врача и ассистента в одноразовых перчатках, масках и шапочках;
•Современные способы стерилизации стоматологических инструментов;
•Одноразовые шприцы;
•Высокоэффективное местное обезболивание;
•Диагностика зубов с применением радиовизиографа;
При выборе оборудования в бизнес-сегменте делается упор на приобретение аппаратуры известных брендов, чтобы быть уверенным в продолжительной стабильной работе.
Премиум-сегмент – это новое для России явление, поэтому нет установившихся традиций предоставления услуг уровня премиум. Поэтому конкуренции в этом сегменте практически нет. Рыночная ниша свободна. Поэтому клиники премиум-сегмента обладают в настоящее время максимальной рентабельностью.
Что же такое премиум-сегмент? Это предоставление услуг максимально высокого класса, то есть:
•Оборудование последнего поколения
•Самые лучшие и качественные материалы
•Специалисты, прошедшие подготовку в элитных зарубежных клиниках
•Использование новейших технологий лечения
•Полный спектр стоматологических услуг
Все перечисленное обязательно, но для уровня премиум этого не достаточно. К дополнительным условием премиум-сегмента относятся:
•Помещение клиник должно быть не просто чистое, а идеально чистое.
•Одежда врачей и обслуживающего персонала должна быть не просто чистой и выглаженной, а безупречной.
•Решения по любым вопросам, связанным с пациентом, должны приниматься не просто быстро, а мгновенно.
•Каждого пациента должен знать в лицо и приветствовать по имени отчеству не только лечащий врач, а каждый человек, который с ним работает.
Но и это еще не все. Чтобы стать клиникой премиум-сегмента вы должны реально быть лучшим в оказании определенной услуги. Пациенты должны быть уверены, что обращаясь к вам, они получат такое качество, которое не получат больше нигде. Только в этом случае вы можете спокойно ставить максимально высокую цену на свои услуги.
Премиум-сегмент требует значительных вложений, но дает максимальную отдачу при правильной постановке работы. Особенностью премиум-сегмента является то, что стоимость услуг не ограничена рынком, поэтому прибыльность клиники может быть астрономической.
Особенности открытия стоматологической клиники
Особенность открытия стоматологической клиники заключается в том, что вы должны сначала полностью подготовить клинику к открытию, то есть найти помещение, закупить и смонтировать оборудование и нанять персонал, а уж потом получить лицензию.
Таким образом, на определенном этапе у вас будет полностью готовая клиника с персоналом, которым вы платите зарплату, а разрешения на лечение у вас еще не будет. И персонал, и оборудование будет простаивать, а вот затраты на оплату труда, проценты по кредиту и арендная плата будет списываться с вашего счета регулярно. Именно поэтому планка вхождения в стоматологический бизнес достаточно высока.
Кроме того, лицензия выдается на конкретный адрес, поэтому поменять помещение вы уже не сможете. Так что заранее увеличьте затратную часть бизнес-плана на непредвиденные расходы и приступайте.
Выбор организационно-правовой формы
В настоящее время существует несколько организационно-правовых форм предприятий. Полный список этих форм приведен в Гражданском кодексе РФ.
Права предприятий с любой организационно-правовой формой абсолютно идентичны. С точки зрения оптимизации налогов лучше использовать упрощенную систему налогообложения (УСН). Переход на УСН возможен при форме собственности «Индивидуальный предприниматель» (ИП) или Общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Преимущества ИП достаточно привлекательные: простая регистрация (нет необходимости в уставных документах), можно не иметь счета в банке, существенная меньшая ответственность при проверках (в 10 раз меньше, чем для ООО).
У ИП есть недостаток, который ограничивает его применимость для открытия клиники. По требованию Росздравнадзора врач-предприниматель может работать только под собственным дипломом и сертификатом. Других специалистов нанимать нельзя. Поэтому данная форма может рассматриваться как нечто временное, если вы хотите оценить рынок.
Во всех прочих случаях оптимальной формой для открытия первой клиники является ООО. Процесс открытия и регистрации клиник долгий. Если у вас все сложится удачно, то будете и развиваться и нанимать людей, поэтому лучше сразу нацелиться на перспективу.
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой объединение нескольких физических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется за счет вкладов учредителей.
Главное достоинство ООО заключается в том, что ответственность по финансовым обязательствам каждого участника ограничена суммой, внесенной им в уставный капитал. Это важно, если планируете брать средства для открытия клиники в кредит.
Долю в ООО можно передавать по наследству, поэтому вы можете передать успешную клинику вашим детям.
Получение лицензии
Регламент получения лицензии прописан в Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в статьях 7 — 12, 14 — 15 постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30, г. Москва, «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Согласно этим документам для получения лицензии нужно соблюдение следующих условий:
•наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;
•наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;
•наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;
•наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет - для юридического лица;
•наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет - для индивидуального предпринимателя;
•повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.
Порядок получения лицензии состоит из следующих этапов:
•Перед ремонтом получить разрешение СЭС на организацию стоматологического кабинета.
•После ремонта СЭС должна составить акт, на основании которого выдается разрешение на работу.
•Далее необходимо получить разрешение пожарной службы.
•После чего вы готовите пакет документов и обращаетесь за получением лицензии в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В пакет необходимых для получения лицензии документов входят:
•полный пакет учредительных документов общества,
•договор аренды помещения,
•поэтажный план помещения,
•дипломы, удостоверения о прохождении интернатуры и сертификаты на специалистов.
Лицензия выдается на определенный вид деятельности, поэтому так просто расширять ассортимент услуг вы не можете.
Открытие клиники
Срок открытия клиники определяется лицензией. Как только вы получили лицензию, вы можете принимать пациентов и зарабатывать деньги.
Но сам по себе факт открытия клиники еще не означает, что у ваших дверей выстроится очереди на месяц вперед.
Поэтому вам нужно подготовить заранее стартовую рекламную компанию. Тогда Вариантов множество:
•Пригласить на открытие известного человека
•Пригласить корреспондента местной газеты
•Устроить неделю бесплатного осмотра
•Раздавать приглашения в людных местах
•Вручать каждому посетителю талон на скидку для его знакомых
Желательно все это подготовить заранее, чтобы не терять времени и сразу после получения лицензии получить первых пациентов и начать работу. Вы очень долго вкладывали деньги, поэтому нужно как можно быстрее начать их зарабатывать.