О чем скорбят «охотники за брендами»?Комиссионка в Подсосенском переулке на первый взгляд больше похожа на кафе: в главном зале установлена старая большая кофемашина, посетителей встречает бариста. По словам Елены, хозяйки магазина, совсем скоро комиссионка превратится в клуб, в котором гости смогут проводить целый день. «Для этого, — говорит Елена, — в отдельных залах скоро появятся психолог и массажист».
Магазин специализируется на одежде дорогих марок, в которую одеты в том числе сотрудники магазина: бариста, продавец и, конечно же, сама Елена. Хозяйка подчеркивает, что ее комиссионка выполняет важную социальную функцию: «Мы ориентированы на людей, которые ныне не могут себе позволить покупать брендовую одежду в бутиках и еще долгое время не смогут».
Выйдя на улицу, Елена достает пачку тонких ментоловых cuгapeт и не без изящества закуривает. «С кризисом многие осознали, что вынуждены экономить, для того чтобы сохранять привычный образ жизни, — медленно выпуская дым, говорит она. — Для многих наших клиентов покупка простой одежды просто немыслима. Они — охотники за брендами. А мы учим их быть умнее, рациональнее относиться к деньгам».
Елена помнит прошлый сентябрь: трудности у ее нынешних клиентов в основном начались именно тогда. Для комиссионки кризис — время возможностей. «Уже год как не только охотники за брендами, но и простые люди гораздо чаще посещают комиссионные магазины, — говорит Елена. — Это нормально, без какой-то боли и надрыва. Люди приспособились и привыкли, перестали стесняться».
Клиентов, продающих вещи комиссионке, Елена называет «поставщиками»: «Кто-то набирает вес, кто-то, наоборот, худеет. Кто-то работу теряет. Мне кажется, мы пережили то время, когда надо было молчать о проблемах с деньгами. Я знаю об этом из уст поставщиков: они открыто признаются. Они распродают свои вещи, чтобы прокормиться. Получают пособие по безработице и параллельно продают вещи, купленные в зажиточные времена».
Елена сообщает мне поистине шокирующие факты: «Да, когда-то мы жили лучше, чем Европа. Последние 15 лет нашу страну считали страной больших возможностей. Сейчас возможностей стало меньше. Со скачком курса наши зарплаты сравнялись с европейскими, из-за кризиса стало больше тех, кто эмигрирует».
«Поставщики» покидают страну, улетают налегке: продают гардеробы целиком: «Эти люди обладают определенным уровнем дохода — их вещи подходят нам по качеству. Уезжающие готовы расстаться с ними за любые деньги. Иногда попадаются прекрасные кожаные куртки и меха — особенно когда клиенты уезжают в теплые страны.Перед тем как уезжать, они просто оставляют номер карты, на которую нужно перечислить деньги, и больше в комиссионке никогда не появляются».
«Скорбят ли наши клиенты по вещам, которые сдают? — Елена, кажется, немного теряется от моего вопроса. — Скорбят не по вещам — скорбят по большим деньгам, которые были уплачены за вещи до кризиса. Обычно люди расстраиваются, когда ты говоришь, что эти туфли, — пусть они когда-то стоили под тысячу евро, — сейчас никто не купит больше чем за 5 тысяч рублей. Про себя возмущаются: «Зачем было покупать такие дорогие?!» Иногда забирают вещи и уходят, но обычно возвращаются назад: вещи лежат без дела, а деньги-то нужны».
Егор Садаков, "Новая Газета"