Солнечная генерация постепенно приходит и в нашу страну. В январе была запущена первая солнечно-дизельная электростанция Забайкальского края, которая позволит улучшить качество и надежность энергоснабжения на удаленных и изолированных территориях. В нашей стране до сих пор существуют населенные пункты, где свет работает несколько часов в день по расписанию, и то, пока на дизельной электростанции не закончится завезенная солярка.
Далеко, далеко, где-то на границе с Монголией, находится небольшое Мензинское поселение. Как и многие другие территории Сибири и Дальнего Востока, эти земли изолированы от единой энергосистемы страны. Энергоснабжение районов обеспечивается дизельными электростанциями. При этом расходы на их обслуживание составляют десятки миллиардов рублей. И не потому, что дизельное топливо такое дорогое, а потому что его бывает очень трудно и дорого в такие районы доставить.
Ввод в эксплуатацию инновационных, экономичных и что немаловажно экологичных автономных гибридных энергоустановок — событие долгожданное и историческое для жителей труднодоступных населенных пунктов. До селений Менза и Укыр, которые находятся в глубине Забайкальского края, легче всего добраться на вертолете. На автомобиле в хорошую погоду до ближайшего райцентра ехать часов шесть. В плохую — лучше вообще не выезжать. В период распутицы доезжают только вездеходы и Буханки.
Под нагрузкой старый дизель кушал 70 литров дизеля в час. С учетом 16-часового графика энергоснабжения села в день уходило больше тонны топлива. Когда солярку не могли доставить вовремя, дизель останавливался и в поселке гас свет. Сегодня его полностью остановили, слили воду из контура охлаждения, а здание электростанции заколотили.
На старой станции работало 2 смены по 2 человека. Дежурным нужно было постоянно находиться у дизеля, регулярно подливать в него масло и следить за его здоровьем. Экономически обоснованный тариф, то есть себестоимость киловатт-часа (сколько нужно потратить денег, чтобы выработать 1 кВт*ч) в Мензе и Укыре составляет более 86 рублей. Жители, конечно же, столько не платят — для них тариф в пределах соцнормы составляет 1,93 рубля за кВт*ч. Разницу между установленным и экономически обоснованным тарифом покрывают за счёт субсидий из регионального бюджета.
Проект по строительству гибридной энергоустановки в Мензе реализован совместно компаниями «Хевел» и Россети по концессионному соглашению с правительством Забайкальского края. Это пример государственно-частного партнерства. Возведение электростанции производилось за счет частных инвестиций, а затраты будут компенсироваться в течение семи с половиной лет за счет субсидий, которые ранее направлялись на топливные расходы.
Менза — довольно солнечный край в Забайкалье. Работа солнечной установки позволит минимизировать количество сжигаемого топлива, а также позволит обеспечить круглосуточное электроснабжение поселка - до этого свет давали максимум на 16 часов, с перерывами в дневное и ночное время суток. Это первый в России энергосервисный контракт на модернизацию генерации - раньше под энергосервисом подразумевали в основном замену обычных лампочек на энергосберегающие. Возврат инвестиций привязан к экономии ресурсов - чем больше дизеля будет сэкономлено за счет солнечной выработки, тем быстрее вернутся вложения. Бюджетных средств в проекте нет.
Тарифы ни для населения, ни для прочих потребителей не изменятся. А вот региональный бюджет с первого дня работы АГЭУ начнёт экономить – сократятся расходы на доставку дизельного топлива.
Автономная гибридная энергоустановка (АГЭУ) состоит из солнечных модулей общей мощностью 120 кВт, двух дизельных генераторов по 200 кВт каждый (один резервный) и накопителя энергии ёмкостью 300 кВт*ч. Установка спроектирована с запасом и при текущем пике в примерно 200 кВт позволит обеспечить последующее развитие поселка, а также проведение мобильной связи и спутникового телевидения, о которых так мечтают многие. В прошлом году среднемесячное потребление электроэнергии в Мензе составило всего 28 365 кВт*ч.
Накануне в Укыре прошел снегопад. Некоторые панели были частично запорошены снегом.
Но после пуска АГЭУ буквально на глазах весь снег начал таять.
Прошло полчаса, как весь снег растаял. Еще через полчаса на солнце высохли последние капли.
Несмотря на морозную погоду, панели остаются теплыми.
На дворе конец января, но при этом видно, что снега здесь действительно выпадает немного. В прошлом году, например, несмотря на сорокоградусные морозы, снега не было вовсе.
«У нас в Забайкалье много солнца. При этом у нас много удаленных и труднодоступных территорий. Сегодня в стабильном и качественном энергоснабжении нуждаются 23 населенных пункта региона. Наша задача — полностью закрыть проблему обеспечения энергией этих поселений в течение ближайших трех лет.»
«Уже в 2017 году в крае для улучшения качества жизни людей в удаленных поселениях и обеспечения их экономического развития планируется построить еще две солнечных подобных электростанции» — сказала журналистам глава региона Наталья Жданова.
В стороне от конструкций с солнечными батареями стоят два контейнера с современными дизельными генераторами.
Новое дизельное оборудование потребляет порядка 20 литров при разгрузке — то есть в течение дня, когда светит солнце, и идёт солнечная выработка. И порядка 40 литров при полной загрузке, если нет питания ни от солнца ни от аккумулятора. Применение солнечных модулей и современной интеллектуальной системы управления энергоустановкой по расчётам позволит сократить потребление дизельного топлива c 250 000 до 86 000 литров в год.
Также АГЭУ уменьшит выбросы в атмосферу углекислого газа на 500 тонн в год.
Помещение с инверторами. Их установлено несколько типов: солнечные сетевые — они отвечают за выдачу выработки от солнца сразу в сеть, и автономные инверторы, которые распределяют всю нагрузку между солнцем, дизелем и аккумуляторами и обеспечивают зарядку самих аккумуляторов.
Табло одного из солнечных инверторов. Его максимальная мощность 20 кВт. На момент пуска в 15:30 солнце уже шло на убыль и инвертор давал 14 кВт. С момента пуска до момента этой фотографии инвертор выработал 12,2 кВт*ч. Солнечные модули соединяются в цепочку последовательно для увеличения напряжения. Так удается получить цепочку максимальной мощности с минимумом потерь, так как потери зависят от тока в цепи. На входе в инвертор напряжение составляло 709 В, ток 20 А, на выходе напряжение 380 В (напряжение сети), ток 20 А.
Аккумуляторный блок. На станции установлены литий-ионные аккумуляторные батареи. Их преимущество перед свинцовыми: бо́льшая единичная ёмкость, гораздо бо́льшее количество циклов заряда-разряда, бо́льшая глубина заряда, отсутствие «эффекта памяти».
В основной период строительства станции на площадке работало 17 человек. В период пусконаладочных работ трудилось 8 человек, при этом для помощи постоянно привлекались местные жители. Ведь все были максимально заинтересованы в скорейшем запуске станции.
Источник -
http://chistoprudov.livejournal.com/197626.html