Вендинг – это вошедшее в русский язык английское слово, обозначающее продажу продуктов и напитков через торговые автоматы. В широком смысле - Вендинг, vending - это сфера розничной торговли, где используются торговые автоматы и продажи осуществляются без участия человека. Торговый автомат, vending machine - это устройство по продаже товаров и услуг в автоматическом режиме.
Ни в одном отечественном словаре иностранных слов этого термина пока нет. В оксфордском словаре А.С.Хорнби (переиздание 1995 г.) есть понятие "вендинг машина" - "vending machine", расшифровывающееся как a machine operated by coins for the sale of small items, eg cigarettes, drinks or sandwiches (машина, приводимая в действие монетами и служащая для продажи небольших товаров, таких как cuгapeты, напитки или сэндвичи). Очевидно, что технологии идут далеко впереди общеупотребительного словарного запаса, т.к. coins (монеты) уже давно не единственный способ оплаты покупки через торговый автомат. Современный вендинг автомат вполне способен распознать достоинство купюры и вернуть Вам сдачу.
Первые торговые автоматы появились в храмах Древнего Египта более 2000 лет назад и при опускании в них монет продавали святую воду. "На конвейер" вендинг-бизнес поставили американцы - в 1888 г. в США был запатентован автомат по продаже жвачки. Более свежие примеры вендинга - это памятные всем советским людям автоматы по продаже газировки, газет и таксофоны за 2 копейки. В Европе больше всех вендинг оценили немцы, а в Азии - японцы и корейцы.
Сегодня вендинг - один из самых прогрессивных и динамично развивающихся способов торговли. . Ежегодный рост объемов вендинг-бизнеса приблизительно на 10% - общемировая тенденция. Стремление сделать розничную торговлю повсеместной, круглосуточной и не зависящей от настроения продавца, привело к появлению самых разнообразных торговых автоматов. Сегодня через автоматы продаются не только cuгapeты, интернет-карточки или напитки, но и, например, свежий воздух (в Японии) и одноразовые зонтики на остановках (в Англии).
Vending имеет множество направлений. Наиболее популярными и доходными торговыми автоматами во всем мире стали автоматы по приготовлению и продаже горячих напитков: разнообразных видов кофе и чая, горячего шоколада, бульонов. В основе этой популярности лежит несколько причин.
Быстро и удобно. Всего за несколько секунд кофейные автоматы приготовят и нальют в одноразовые стаканчики разнообразные напитки, экономя ваше время и поддерживая идеальный порядок, избавят вас от чайников и грязной посуды. Современный вендинговый кофейный автомат - это "ресторан на одном квадратном метре"!
Вкусно! Благодаря специальной технологии приготовления напитков из зернового кофе и чистой питьевой воды, автоматы позволяют получать кофе высочайшего качества из натуральных ингредиентов. В число напитков, которые может приготовить автомат, входят различные виды кофе - "Эспрессо", "Капучино", "Мокачино", горячий шоколад, а также несколько видов чая - черный, с лимоном, зеленый, фруктовый, и несколько видов бульона - куриный, мясной, грибной и т.д.
Выгодно! Инвестиции в вендинговый бизнес являются на сегодняшний день одними из самых выгодных и надежных. Благодаря быстрой окупаемости и высокому уровню рентабельности, вложение денег в вендинг является выгодным как при покупке нескольких автоматов, так и при создании собственной компании - оператора сети из нескольких сотен автоматов.
У вендинга отличные перспективы. Вся история развития бизнеса показывает, что вендинг - это будущее розничной торговли и розничных услуг. Российский рынок вендинговых услуг также постоянно растет. Причем не только в количественных показателях, но повышается и качество торговых автоматов. Устаревающим торговым аппаратам, например тем что работали, используя растворимый кофе, приходят на смену новые, работающие на зерновом. В России пока конкуренция на этом рынке довольно низкая. Да и первоначальный капитал требуется не такой уж значительный - в пределах трёх-восьми тысяч евро. И технические преграды легко устраняемы, так как подключение аппарата не сложнее, чем, скажем, стиральной машины.
Отечественные маркетологи пришли к убеждению, что развитие вендинга это всего лишь вопрос времени. Все предприниматели, решившиеся на установление кофе-машин в своих городах, могут взять на вооружение три разных тактики дальнейшего развития своего бизнеса:
1. Увеличение количества автоматов по продаже кофе: скажем, с одного до пяти, с двух до восьми и т.д.;
2. Установка аппаратов в местах, где возможна повышенная прибыль (так называемые "денежные точки");
3. Наряду с установкой кофе-аппаратов, рядом можно разместить и другие вендиговые машины (например, по продаже мороженого газет и др.);
Если уж вы и впрямь собрались серьёзно заняться вендингом, то вам необходимо знать и трудности, с которыми вы можете столкнуться на этом поприще. Их немного, но, тем не менее, их нужно знать. Это, прежде всего:
• необходимое техническое обслуживание аппаратов;
• слежение за уровнем и качеством содержимого кофе-машины;
• транспортировка оборудования;
• место хранения.
По материалам vending.by, vendland.ru, evend.ru, formtrade.ru, pta-mvdv.ru, officespb.ru