Идете на интервью в стартап? Этот список вопросов поможет вам принять решение.
Несколько недель назад я собеседовался на должность Product Manager’а в ряд СНГшных стартапов разной стадии, и во многих из них я встречал некоторое ( иногда даже весьма ощутимое) нежелание отвечать на вопросы относительно бизнеса и самой компании.
Что спрашивать:
На какой стадии находится проект? Если это проектом занимаются новоиспеченные предприниматели, то весьма велик шанс, что он не выстрелит, т.к. люди не имеют должной компетенции. Зато велики шансы, что вы многому научитесь. Для большой компании, это один из вопросов, который поможет выяснить, насколько сотрудники и управляющие понимают, что происходит с проектом.
Когда проект планирует выйти на безубыточность (break even)? Поможет узнать о том, когда компания перестанет быть стартапом и станет бизнесом. Так же покажет отношение участников к проекту как к бизнесу, а не как к пузырю. Станет понятно, на сколько хватит инвестиций в проекте.
Какой раунд инвестиций? И сколько денег в банке? На сколько этих денег хватит? Эти вопросы стоит задать, чтобы понимать сколько времени у проекта есть чтобы достичь поставленных целей и при этом платить заработную плату сотрудникам. Это стоит учесть, если у вас кредит в банке и вы не готовы идти на риск, или бабло является основным мотиватором к работе (такое бывает, да).
Кто инвестировал в проект? Выбор инвестора так же важен, как и выбор партнера. Стоит понимать, с кем вы работаете, в области экспертизы этих людей и кто участвует в принятии решений.
Есть ли у проекта ментор(ы)? Тот же вопрос, как и с инвестором. Менторы очень важны, особенно для команды, с которой стартап случился впервые.
Глобальные цели на 3-6-12 месяцев? Этот вопрос может показаться лишним в эру Lean Startup и в силу изменчивой природы стартапов. Стоит понимать какие цели стоят перед проектом и какие ожидания у пользователей, рынка, инвесторов.
Каков процесс принятия решений? Какая иерархия? Чтобы понимать, каким образом принимаются решения в проекте и кто в этом участвует. Если маленькая компания (10+ человек) создает бюрократию (а в стартапе решения нужно принимать оперативно) подумайте, нужен ли вам такой якорь?
Какие схемы монетизации проекта? Сколько их? Что будет, если текущая модель не сработает? Есть ли запасные? Тут все понятно, работающая схема монетизации превращает стартап в бизнес.
Как планируете привлекать пользователей? Расскажите о маркетинге. Этот пункт особенно важен для молодого стартапа. Ведь, какой бы ни была модель монетизации, если компания не знает как привлечь пользователей, сколько это стоит и даже не имеет четких планов, то бизнесом стартапу не стать.
Каков объем рынка и value proposition? Понимает ли компания, кто будет пользоваться ее продуктом и почему? Каков потенциал проекта и какую долю рынка он планирует захватить?
Многих вопросов нет из расчета, что вы уже сделали домашнее задание и удосужились загуглить информацию о стартапе.
Данные вопросы, лучше всего адресовать C–уровню управляющих – CEO, COO, CTO, CIO... Здорово, если на эти вопросы может ответить рядовой сотрудник.
Как только вы встречаете негатив или нежелание отвечать на эти вопросы (кроме вопроса о количестве денег в банке) – это звоночек о том, что в этой компании не ценят открытость и возможно вам не стоит там быть.
Так же, если C–человек компании в 20+ человек, не может найти 10 минут, чтобы ответить на эти вопросы, то это тоже индикатор не самой лучшей культуры в компании, и делать вам там нечего.
Первоисточник